Сооружение тоннеля открытым способом из цельносекционной обделки или при помощи прямоугольного щита
17.24. При сооружении тоннелей применяются проходческие прямоугольные щиты, дающие возможность сооружать тоннель из отдельных замкнутых секций прямоугольного сечения шириной 1 м.
17.25. Сборка щита осуществляется по проектным рабочим чертежам. Все фактические размеры щита не должны иметь расхождений с проектными более ± 20 мм.
17.26. После монтажа на щите закрепляются:
а) продольная ось щита;
б) две марки на сборной части щита для определения отклонений щита в профиле и контрольных определений продольного уклона;
в) две марки в ножевой части для определения величины ее деформации;
г) нормаль к оси щита;
д) отвесы или гидроуровни для наблюдений за поперечным и продольным уклонами щита во время его продвига.
17.27. Отклонение от проекта оси прямоугольного щита после продвигов в плане и профиле свыше ± 50 мм не допускается.
17.28. Ведение щита по трассе и определение его отклонений осуществляются:
а) в плане – от трех сигналов, установленных на дневной поверхности или в готовом тоннеле. Закрепление сигналов на проектной оси тоннеля производится инструментально от полигонометрических знаков в соответствии с указаниями разделов В и Г главы 12 и указаниями главы 15;
б) в профиле – при помощи нивелира и закрепленных на щите марок.
17.29. Определение величины деформации щита производится по маркам и знакам, закрепленным на щите, – после пяти продвигов. Деформация ножевой части щита более 100 мм должна быть устранена.
17.30. Исправление перекосов щита в плане, в профиле и поперечном уклоне производится соответствующей разработкой грунта перед щитом.
17.31. Готовая прямоугольная секция тоннельной обделки перед укладкой проверяется путем замеров стальной рулеткой ее ширины, длины и диагоналей.
Изготовленные прямоугольные секции тоннельной обделки должны удовлетворять следующим допускам:
а) расхождения фактических и проектных размеров при измерениях в свету между стенами должны находиться в пределах от 0 до +30 мм;
б) торцовые плоскости секций должны быть ровными, без уступов, искривлений или наплывов. Расхождения в расстояниях между соответствующими точками передней и задней плоскостей секции не должны превышать ± 10 мм.
17.32. Отклонения установленных секций от проектного положения допускаются не свыше:
а) в плане ± 30 мм;
б) в профиле ± 30 мм;
в) перекос в плане ± 20 мм;
г) отклонение от проектного уклона – 0,001.
17.33. Установка каждой секции по высоте производится при помощи нивелира в соответствии с проектным уклоном. Основание перед установкой секции проверяется также при помощи нивелира. Зачистка грунта должна быть выполнена с точностью ± 30 мм.
17.34. При установке каждой секции определяются (рис. 17.1):
а) расстояния от оси – 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10 и в свету – 5, 6, 11, 12;
б) отметки лотка;
в) горизонтальность нижней плоскости секции.
17.35. Определение горизонтального опережения в плане (перекосы) производится от закрепленных в тоннеле нормалей через 5 секций, а на кривых – каждой третьей.
17.36. Для поворота обделки тоннеля в плане ставятся клиновидные секции в соответствии с указаниями раздела Е главы 14.
17.37. При применении на криволинейных участках трассы обделки из прямоугольных секций последние должны иметь соответствующее радиусу кривой уширение.
17.38. На вертикальных кривых секции должны иметь рассчитанные увеличенные размеры в свету по высоте, в зависимости от уклона трассы.