Инженерно-геологическая съемка

Инженерно-геологическая съемка
2. При железнодорожных изысканиях проводятся маршрутная и площадная инженерно-геологическая и мерзлотная съемки с применением космо- и аэрометодов и наземного оборудования.
3. На основе материалов съемок выполняется ландшафтное и инженерно-геологическое районирование трассы, которое проводится в два этапа: предварительное – с использованием имеющихся картографических и топографических материалов, а также имеющихся космо- и аэрофотоматериалов и основное – по данным полевого обследования трассы и специального дешифрирования космо- и аэрофотоматериалов.
4. Районирование заключается в разделении полосы шириной 250-300 м вдоль каждого варианта трассы на ландшафтные регионы (равнинные, террасовые, заболоченные, склоны разной крутизны и экспозиции, конусы выносов, участки с проявлением мерзлотных процессов наледей, термокарста, солифлюкции и т. д.) и в выявлении инженерно-геологических и мерзлотных условий, характерных для каждого выделенного региона.
Предварительная оценка этих условий выполняется на основе использования известных индикаторов-показателей соответствия отдельных компонентов ландшафта, установленным по картам, планам или аэрофотоснимкам, определенным инженерно-геологическим и мерзлотным условиям.
Результаты предварительного определения инженерно-геологических и мерзлотных условий, а также данные геологической, гидрогеологической, инженерно-геологической и мерзлотной съемок, полученные из фондовых материалов, используются для составления предварительной инженерно-геологической мерзлотной карты. Эта карта является основой для последующего полевого мерзлотно-грунтового обследования трассы.
5. На предварительной карте для каждого ландшафтного региона намечаются характерные эталонные участки или площадки для их детального инженерно-геологического и мерзлотного обследования. Карта используется также для составления схемы маршрутов в пределах эталонных участков и при соответствующих условиях маршрутов между отдельными участками. На основе предварительной карты составляется также программа маршрутных и площадных инженерно-геологических и мерзлотных съемок. Число, размеры и форму площадок назначают в зависимости от этапа изысканий, сложности инженерно-геологических и мерзлотных условий и масштаба съемки.
В качестве эталонных выделяются также участки с резко аномальными для данного ландшафтного региона мерзлотными условиями, имеющими локальное распространение.
На эталонных участках, размещаемых в центральной части ландшафтных регионов, требуется проводить весь комплекс инженерно-геологических и мерзлотных исследований, а на участках с аномальными условиями – ограниченные, достаточные для характеристики этих аномальных, условий.
6. В начале полевых наземных работ необходимо установить общее соответствие предварительного ландшафтного районирования реальным природным условиям. Для этого проводится аэровизуальное обследование трассы и уточняется расположение эталонных участков.
7. При наземной инженерно-геологической и мерзлотной съемках эталонных участков инженер-геолог и мерзлотовед проходят по створам, пересекающимся в центре участка, и одному створу, совпадающему с осью трассы.
Маршрутная сеть створов намечается с учетом местных инженерно-геологических и мерзлотно-грунтовых особенностей, а также в соответствии с задачами и масштабом съемки. Плотность маршрутной сети и количество точек наблюдения на единицу снимаемой площади, определяющие точность, картирования, регламентируются для разных масштабов съемки СНиП 1.02.07-87. При этом регистрируются все наблюдаемые природные особенности и мерзлотные явления (обнажения пород, ландшафтные параметры, выходы источников подземных вод, термокарстовые озера или понижения, бугры пучения и т. д.) в виде точек наблюдения, а также ведется описание местности между этими точками.
При выполнении мелкомасштабной съемки разработки ТЭО картируются только основные особенности исследуемого района, позволяющие оценить общие условия строительства и наметить программу для более детальных исследований. К таким особенностям относятся: мари, болота и тундра различных типов, участки распространения льдонасыщенных грунтов, подземного льда и наледей, области развития таликов и островов вечномерзлых грунтов, районы интенсивного проявления различных мерзлотных процессов (термокарста, солифлюкции и т. д.).
Все выявленные данные заносятся в журнал инженерно-геологической и мерзлотной съемки и отмечаются условными знаками на предварительной карте, которая при этом корректируется и дополняется новыми фактическими данными.
Записи в полевом журнале должны иллюстрироваться схематическими чертежами, профилями, разрезами, зарисовками и фотографиями характерных мест и участков мерзлотно-грунтового ландшафта, а также отдельных, наиболее типичных форм проявления мерзлотных процессов: термокарстовых понижений, бугров пучения, солифлюкционных псевдотеррас и т. п.
8. При наличии космо- и аэрофотоснимков (фотопланов, фотосхем, контактных отпечатков) масштаба не мельче 1:25000 одновременно с регистрацией точек наблюдений и описанием местности по маршрутам необходимо проводить полевое мерзлотно-групповое дешифрование аэрофотоснимков и опознавание на них регистрируемых точек.
Дешифрование производится путем анализа характерных для изучаемых объектов демаскирующих признаков и их фотоизображений (конфигурации, размеров, тонов изображения, теневых эффектов, пространственного положения, взаимозависимости и т. п.). В процессе полевого дешифрирования устанавливаются окончательные, проверяемые в натуре, признаки дешифрирования, которые в дальнейшем используются при камеральной расшифровке космо- и аэрофотоснимков на других площадях трассы между эталонными участками.
Использование космо- и аэрофотоснимков для мерзлотно-грунтового картирования значительно повышает точность полевых работ и ускоряет процесс их выполнения, так как при этом достигается объективная документальность картируемых объектов и значительно сокращается объем работ по наземной съемке.
9. Аэровизуальное ландшафтное и инженерно-геологическое районирование выполняется с использованием вертолетов, маршруты которых совмещают с осью трассы. Осмотр и документация трассы во время полетов выполняются тремя бортнаблюдателями.
Аэровизуальную съемку трассы необходимо сопровождать наземной инженерно-геологической и мерзлотной съемкой в пределах эталонных участков. Для обеспечения наземной съемки в пределах эталонных участков и наземного опознания регистрируемых точек между эталонными участками необходимо предусматривать 10-12 посадок вертолета в течение одного рабочего дня.
10. В результате инженерно-геологической и мерзлотной съемок составляются:
карта ландшафтного районирования с нанесенными маршрутами, точками наблюдения, горными выработками, точками измерения температуры, а также геофизическими точками и профилями;
инженерно-геологическая карта с отображением участков с различными комплексами мерзлотно-грунтовых условий, мест распространения льдонасыщенных грунтов, подземных льдов и других особенностей;
полевые журналы, содержащие описание всех маршрутов и точек наблюдения, а также материалы аэровизуальных наблюдений;
дешифрированные космо- и аэрофотоснимки с опознанными знаками магистрального хода или трассы.
11. Инженерно-геологическая и мерзлотная съемки участков для размещения станционных зданий, сооружений и устройств, участков мостовых переходов и тоннелей выполняется по изложенной методике (см. пп. 1-10).
Площадь и масштабы съемок назначаются в зависимости от размеров проектируемых станционных площадок, железнодорожных поселков и тоннелей, а также сложности инженерно-геологических и мерзлотно-грунтовых условий.
12. На тоннельных участках климатические исследования сводятся к установлению среднемесячных и среднегодовых температур воздуха в районе тоннелей, средней температуры наиболее холодной пятидневки, средних из абсолютных минимумов температуры, амплитуды среднесуточных и среднемесячных колебаний температуры, преобладающих направлений и скорости ветра.
Мерзлотно-грунтовые исследования тоннельных участков состоят в картировании и описании мерзлотных явлений (наледных и др.) в процессе инженерно-геологической съемки по трассе и прилегающему к ней району, а также в измерении температуры горных пород в разведочных выработках.

Без категорії

admin

Architect PhD Kyiv in Ukraine

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code