ИЗЫСКАНИЯ ТОННЕЛЕЙ
2.44. На участках тоннельных пересечений следует отдавать предпочтение вариантам, обеспечивающим благоприятные условия строительства и эксплуатации тоннелей (в минимальной степени осложненным наличием тектонических нарушений, вечномерзлых сильно дислоцированных пород или дисперсных грунтов). Следует избегать заложения тоннелей в зонах тектонических нарушений, а их припортальных участков – в неустойчивых склонах логов, под ручьями, речками и другими постоянными или периодически действующими водотоками. При невозможности выполнения таких требований предпочтение следует отдавать вариантам обхода.
2.45. Инженерно-геологическую разведку и мерзлотную съемку на тоннельных участках следует выполнять в объемах, достаточных для установления геологического строения горного массива, гидрогеологических и мерзлотных естественных условий, в том числе для выявления наличия и распределения разломов, зон трещиноватости, степени выветрелости и мощности коры выветривания; для определения возможности использования скальных пород при разработке тоннеля для получения морозостойкого щебня, пригодного для бетона для тоннельных конструкций; наличия, дебита, агрессивности и режима подземной воды, а также прогноза их изменений в результате строительства тоннеля и в период его эксплуатации.
2.46. При выборе направления трассы и назначении конкурирующих вариантов тоннельных пересечений следует широко применять аэрокосмические, аэрологические и геофизические методы разведки в сочетании с мелкомасштабной мерзлотной и инженерно-геологической съемками и обязательной проходкой разведочных выработок.
2.47 Ширину исследуемой полосы при съемке тоннельных участков, а также размещение разведочных скважин в плане следует назначать в соответствии с Инструкцией на производство инженерно-геологических изысканий для проектирования и строительства метрополитенов и горных железнодорожных тоннелей (ВСН 190-78). При этом разведочные скважины вдоль трассы следует назначать глубиной 10-15 м ниже отметки основания тоннеля с расстояниями между ними:
от 25 до 200 м – при однородном мерзлотно-геологическом строении и однообразных ландшафтных особенностях;
от 10 до 100 м – при сложном строении горного массива и сложных мерзлотных условиях, а также при оконтуривании линз и пластов льда;
от 20 до 30 м – при разведке под наклонные выработки и шахты.
Увеличение указанных расстояний между разведочными скважинами допускается только на участках трассы с большой глубиной заложения тоннеля. На таких участках следует предусматривать широкое применение различных геофизических методов разведки (не менее двух) с целью взаимного контроля получаемых результатов.
2.48. Опорные скважины следует назначать глубиной 10-15 м ниже подошвы проектируемого тоннеля и размещать по оси трассы, у порталов, в местах пересечения оврагов, тектонических разломов, зон выветривания и обводнения пород.
Подземный лед, а также выходы на дневную поверхность пород, залегающих на проектных отметках подошвы проектируемого тоннеля, необходимо оконтуривать в плане и разрезе, применяя для этого геофизическую разведку, мерзлотную и инженерно-геологическую съемки масштаба 1:5000.
2.49. В пределах горных массивов со сложными инженерно-геологическими, гидрогеологическими и мерзлотно-грунтовыми условиями, где данные работ, выполняемых согласно пп. 2.47, 2.48, окажутся недостаточными для обоснования проектных решений, необходимо выполнить дополнительные исследования с организацией стационарных наблюдений, лабораторно-экспериментальных и опытных работ по специальным программам (см. пп. 2.5, 2.6).