РАСЧЕТ ЖИДКОСТНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ НА ПРОЧНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ
4.1. Расчет жидкостных трубопроводов на прочность следует производить:
– при давлении в трубопроводах до 10 МПа (100 кгс/см2) – в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной Госстроем СССР, по расчету стальных трубопроводов различного назначения;
– при давлении в трубопроводах свыше 10 МПа (100 кгс/см2) – в соответствии с указаниями отраслевого стандарта Минхиммаша ОСТ 26-04-1250-75.
4.2. При расчете жидкостных трубопроводов на устойчивость расчетные нагрузки и воздействия, возникающие в жидкостных трубопроводах при их сооружении, испытании и эксплуатации, следует принимать в соответствии с требованиями главы СНиП по определению нагрузок и воздействий при проектировании.
4.3. При расчете жидкостных трубопроводов должны учитываться:
– избыточное давление внутри трубопровода;
– масса трубопровода, слоя изоляции и жидкости, находящейся в трубопроводе;
– усилия, возникающие в трубопроводе при температурной деформации в интервале температур от максимальной до минимальной с учетом силы трения в подвижных опорах (при этом максимальная расчетная температура определяется температурой окружающей среды, нагревом от солнечной радиации и нагревом трубопровода при необходимости его отогрева; минимальная расчетная температура принимается равной температуре транспортируемого жидкого продукта);
– масса снеговой «шубы», образующейся при работе жидкостного трубопровода (для неизолированного трубопровода);
– ветровая и снеговая нагрузки, а также нагрузка от отложений пыли (для трубопроводов, расположенных вне здания).
Примечание. Расположение анкерных опор эстакады должно согласовываться с размещением неподвижных опор жидкостного трубопровода с целью компенсации как температурных, так и усадочных деформаций пролетных строений эстакады.
4.4. В случае применения для теплоизоляции жидкостного трубопровода металлического кожуха, кожух должен быть рассчитан на прочность и устойчивость от следующих нагрузок (суммарно):
– от воздействия массы кожуха и изоляционного материала;
– от температурных деформаций кожуха;
– от воздействия нагрузок, передаваемых расположенным внутри него жидкостным трубопроводом;
– от воздействия ветровой и снеговой нагрузок, а также нагрузка от отложений пыли.