ВОЗВЕДЕНИЕ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И НА ЛИВНЫХ МОРЯХ
Общие положения
15.1. Возведение причальных сооружений в Северной строительно-климатической зоне должно производиться с учетом требований соответствующих глав строительных норм и правил и инструктивных документов, перечень которых приведен в справочном приложении 1, ч. III.
15.2. При разработке проектов организации строительства и производства работ должны учитываться особенности строительства причальных сооружений в суровых климатических условиях, а именно: использование ледового покрова в качестве строительной площадки, использование сурового климата как вспомогательного фактора строительного производства, использование льда и мерзлого грунта в качестве строительного материала, наличие полярного дня как фактора, позволяющего использовать трехсменный режим работы, что способствует ускорению строительного производства.
15.3. При наличии особо сложных метеорологических, гидрологических и инженерно-геологических условий (низкие температуры, сильные ветры, тяжелый ледовый режим, высокие приливы или паводки, мерзлые, вечномерзлые грунты, талики и др.) в развитие настоящих Правил должны составляться индивидуальные проекты производства работ.
В указанных проектах должны быть учтены все факторы, усложняющие выполнение заданных видов работ (защита грунта от промерзания, разрыхление грунта механическими способами или взрывами, оттаивание мерзлого грунта, очистка инструментов, механизмов и материалов от снега и льда, обогрев строительных материалов, монтажных элементов, рабочего персонала, устройство ограждений от ветра и снежных заносов, очистка строительной площадки, проездов и проходов от снега и льда, образование во льду и поддержание в незамерзающем состоянии майн и т.п.), а также предусмотрены специальные мероприятия по технике безопасности и охране окружающей среды, учитывающие специфические условия Крайнего Севера.
15.4. В проектах организации строительства и производства работ по возведению транспортных гидротехнических сооружений в суровых климатических условиях должны предусматриваться специальные организационно-технические мероприятия по обеспечению сохранности строящихся сооружений при воздействии на них штормовых ветров, волнения, льда, низких температур, высоких уровней воды и течений, а также исключению возможности растепления льдогрунтовых оснований гидротехнических сооружений, запроектированных по принципу использования вечномерзлых грунтов. Указанные мероприятия должны выполняться заблаговременно исходя из гидрологических и гидрометеорологических прогнозов.
15.5. Возведение причалов большой протяженности следует вести отдельными участками, строительство которых должно быть закончено к началу первых подвижек льда.
15.6. При реконструкции причальных сооружений засыпного типа должны соблюдаться меры по предотвращению растепления мерзлых ледогрунтовых массивов, образующихся в теле засыпки при строительстве и эксплуатации причалов.
15.7. При строительстве причальных сооружений в малообжитых и труднодоступных районах следует максимально использовать вахтовый метод организации строительного производства. Решение о переходе на вахтовый метод организации строительства принимается руководителем строительной организации с разрешения вышестоящей организации по согласованию с комитетом профсоюза на основании технико-экономических расчетов, обосновывающих эффективность его применения (справочное приложение 23, ч. III).
Подготовительные работы
15.8. Производство подготовительных работ в процессе строительства следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП 3.07.02-87, разд. 2 настоящих Правил, ч. I и положений данного раздела.
15.9. Подготовительные работы следует вести с обязательным учетом природно-климатических, транспортных и экономических условий района строительства, а также с учетом требований охраны окружающей среды.
15.10. Сроки начала работ подготовительного периода должны назначаться в зависимости от избранного способа строительства (строительство с воды, со льда, с берега пионерным способом) и принятого принципа использования вечномерзлых грунтов в качестве основания сооружений.
15.11. Доставка грузов для районов с замерзающей акваторией и имеющих связь с источниками снабжения только водным транспортом должна определяться из условий обеспечения объемов строительно-монтажных работ в течение место периода между навигациями, что должно быть предусмотрено при наличии директивных указаний в проекте организации строительства и в сводном сметном расчете.
15.12. При возведении причалов в неосвоенных районах с летней доставкой материалов в короткий навигационный период объемы складов назначаются исходя из двухгодичной потребности строительства.
15.13. В районах, где вскрытие ледового покрова отстает от начала навигационного периода близлежащих морских и речных путей сообщения, следует использовать временные транспортные коммуникации и причальные сооружения:
каналы в ледовом покрове, соединяющие строительную площадку с действующей транспортной магистралью;
временные снежно-ледовые дороги;
временные ледовые причальные сооружения.
15.14. Для доставки грузов в труднодоступные районы допускается применение авиационного транспорта (главным образом в первоначальный период строительства при обосновании технико-экономическими расчетами и при наличии разрешения руководства министерств или ведомств подрядчика и заказчика): на расстояние до 100 км – вертолеты; на дальнее расстояние – транспортные самолеты. Для этого в районе строительства причального сооружения необходимо сооружать взлетно-посадочные площадки снеговых, ледовых и грунтовых аэродромов.
Доставка грузов воздушным транспортом должна быть учтена в ПОСе и в сводном сметном расчете.
15.15. Для круглогодичного ведения строительных работ необходимо обеспечить доставку средств механизации, транспорта и другого оборудования в северном исполнении.
Производство работ в зимний период с помощью судов технического флота разрешается только на акваториях, не имеющих сплошного ледяного покрова и дрейфующих полей или при экономической целесообразности поддержания искусственной майны.
15.16. При выборе типов и количества машин для круглогодичного ведения строительных работ следует принимать меры к получению и использованию машин в северном исполнении (справочное приложение 24, ч. III).
Допускается использование строительных машин в обычном исполнении (справочное приложение 25, ч. III) с обязательным выполнением правил технической эксплуатации. Условия эксплуатации строительной техники при низких температурах для районов Крайнего Севера могут быть приняты согласно справочному приложению 26, ч. III.
15.17. Для работ на необорудованном побережье при строительстве временных сооружений облегченной конструкции необходимо использовать машины и механизмы малой мощности и грузоподъемности, которые могут доставляться к месту строительства на вертолетах или самолетах транспортной авиации.