Декоративное озеленение
3.5.1. Декоративные насаждения создаются для архитектурно-художественного оформления автомобильных дорог. Кроме того, они могут выполнять регулирующую роль в движении транспортных средств.
3.5.2. По выполняемой роли и расположению декоративные посадки на автомобильных дорогах разделяются на следующие виды: основные посадки вдоль дорог; у развилок, пересечений и примыканий; у искусственных сооружений, автобусных станций, площадок отдыха; на разделительных полосах; на участках у комплексов дорожных зданий.
3.5.3. Размещение декоративных насаждений проектируют так, чтобы древесно-кустарниковые посадки не вызывали заносов на дороге, с учетом длины возможных снежных шлейфов от плотных групп и живых изгородей.
3.5.4. В соответствии с существующими садово-парковыми стилями и местными условиями при декоративном озеленении применяют три основных приема: регулярный, ландшафтно-групповой (или свободный) и смешанный.
3.5.5. Регулярный прием предусматривает строго определенное размещение деревьев, кустарников пли групп однообразного построения по прямым или правильным кривым линиям. Расстояние в рядах между отдельными растениями или их группами остается постоянным на протяжении данного участка оформления.
Этот прием применяется на участках дорог, проходящих в равнинной местности, или при оформлении особо ответственных отрезков дорог, подъездов к городам и населенным пунктам, в самих населенных пунктах.
Для создания приятных контрастов, избежания однообразия и монотонности в регулярные посадки через строго определенные промежутки следует включать отдельные декоративные растения (или группы их), выделяющиеся ростом, формой или расцветкой (стволов, ветвей, листвы, хвои, цветов).
Примерами образования сильных и художественных контрастов может служить: сочетание посадок березы (светло-зеленая листва, ажурная крона, белоствольность) с елью (темно-зеленая плотная крона с резко выделяющейся конической формой); сочетание посадок с шарообразной или яйцевидной формой кроны с деревьями, обладающими пирамидальной формой кроны.
Такие пункты усилений (акценты) создаются непосредственно в линии регулярной посадки или вне ее, ближе к дороге.
3.5.6. Ландшафтно-групповой, или свободный, прием размещения декоративных посадок предусматривает свободное (живописное) размещение деревьев и кустарников в виде отдельных элементов и групп различного размера. Расстояния между группами, отдельными растениями и от дороги до них бывают самыми разнообразными (ограничиваются лишь полосой отвода).
Ландшафтно-групповой прием применяется главным образом на участках дорог, проходящих по территории с холмистым или волнистым рельефом.
При ландшафтно-групповом, или свободном, размещении деревьев и кустарников должны соблюдаться следующие важнейшие положения:
а) древесно-кустарниковые группы вдоль дороги создают: крупные протяженностью 15-20 м, средние – 10-15 м и мелкие – до 8-10 м;
б) мелкие и средние группы размещают на переднем плане, т.е. ближе к дороге, а крупные – на заднем плане; группы с темной окраской листвы или хвои размещают ближе к дороге, т.е. на фоне групп с менее темной и светлой окраской;
в) крупные группы размещают не ближе 80 м одна от другой, а средние и мелкие группируют около крупных; расстояния между группами должны быть разными;
г) в ландшафтных группах деревья по прямым линиям не размещаются;
д) ландшафтные группы могут быть кустарниковые, древесные и древесно-кустарниковые. Мелкие группы формируют их трех, пяти и семи растений; при этом группы из трех-пяти деревьев создают из одного вида растений, группы средних и крупных размеров – соответственно из большего количества растений с применением нескольких видов, взаимно обеспечивающих необходимые контрасты;
е) растения, достигающие большей высоты, размещают в середине групп, а меньшей – по периферии; растения, обладающие красивой формой, эффектным цветением, яркими плодами и другими выделяющимися достоинствами, также размещают по периферии групп со стороны дороги;
ж) расстояния между деревьями в группах назначают от 2 до 7 м, а при очень плотной посадке – от 1 до 2 м; расстояние между кустарниками в группах зависит от размера кустарников: для крупных – 1,2-2,0 м, для средних – 0,8-1,2 м, для мелких – 0,4-0,8 м.
3.5.7. Смешанный прием декоративного озеленения дорог является сочетанием регулярных и ландшафтно-групповых посадок растений. Его применяют в районах с относительно спокойным рельефом. При этом в основном применяются следующие сочетания: неравномерное размещение ландшафтных групп в рядах регулярных посадок; неравномерное размещение ландшафтных групп и отдельных экземпляров на свободной полосе между регулярными посадками и дорогой (на фоне рядовых посадок); размещение ландшафтных групп у пересечений регулярных посадок с дорогами, съездами, реками, оврагами и т.д.
3.5.8. Для декоративного эффекта и свободного развития крон в зависимости от величины высаживаемых деревьев расстояния между деревьями в рядах принимаются от 5 до 20 м. При посадке молодых саженцев для получения скорейшего декоративного эффекта принимают наименьшее расстояние между деревьями в рядах (в 2-4 раза меньше максимального).
3.5.9. Размещение декоративных посадок должно увязываться с дорогами, проходящими в полосе отвода (летние пути и пешеходные дорожки). Посадки размещают между дорогой и летним путем; пешеходные дорожки окаймляют рядовыми древесно-кустарниковыми посадками. Живые изгороди из кустарников не размещают ближе 2,5 м от рядовых древесных посадок.
3.5.10. Для декоративного оформления дорог, проходящих по увлажненным местам с активным пучинообразованием, следует подбирать древесные породы, сильно испаряющие влагу, способствующие осушению почвы и понижению уровня грунтовых вод (тополя, ивы, эвкалипты в соответствии с почвенно-климатическими условиями). Это уменьшает влажность земляного полотна и вероятность образования пучин.
3.5.11. При подъездах к крупным населенным пунктам и в других местах проектируют цветочное оформление в виде рабаток (грядок или полосок), клумб и свободных цветочных пятен, а также участков цветущего газона. При этом отдается предпочтение многолетним и неприхотливым цветам, не требующим систематического ухода.
3.5.12. При наличии красивого примыкающего ландшафта или отдельных интересных элементов местности (участок водной поверхности, выделяющиеся здания или их группы) для сохранения обзора и отдельных видовых точек не создают сплошных декоративных посадок. Отдельные некрасивые и обозреваемые с дороги участки маскируют декоративными посадками.
3.5.13. Недопустим один и тот же характер декоративного озеленения на большой протяженности автомобильной дороги. Декоративное озеленение сменяется обоснованно в архитектурном отношении и привязывается к элементам трассы.
Частая смена декоративного озеленения также недопустима, так как это создает пестроту в оформлении дороги и при быстром передвижении не дает нужного впечатления. Характер озеленения должен меняться не чаще чем через 2-3 км и не реже чем через 10 км.
3.5.14. Для предотвращения помех при снегоочистке и во избежание пересадок при уширении и подъеме земляного полотна на снегозаносимых участках декоративные посадки, особенно древесные, размещают не ближе 0-7 м от бровки земляного полотна.
На участках, где намечаются существенные изменения плана и профиля дороги, декоративные и особенно рядовые древесные посадки до выполнения указанных работ создавать не рекомендуется.
3.5.15. В местах, не подверженных снежным заносам, допускаются различные приемы размещения деревьев и кустарников, в том числе и сплошные посадки.
3.5.16. Озеленение разделительных полос проводится не только с целью архитектурно-художественного оформления, но и для повышения безопасности движения, устранения вредного воздействия на водителей света фар встречных автомобилей.
Тип озеленения разделительной полосы зависит от заносимости дороги. Там, где могут быть снежные заносы, при озеленении разделительных полос применяются в основном цветущие и не цветущие газоны и в исключительных случаях группы из штамбовых деревьев и кустарников свободного размещения, рядовые посадки штамбовых деревьев и отдельные деревья.
3.5.17. С целью защиты от света фар встречных автомобилей применяются поперечные посадки кустарников в виде живых одно-, двухрядных изгородей, которые размещаются через 20-30 м.
3.5.18. Для обеспечения видимости у пересечения дорог на концах отрезков разделительной полосы не допускается сплошная посадка высокой растительности.
3.5.19. Пересечения, примыкания, съезды и развилки озеленяют низкой растительностью (газоны, цветы, кустарники) с учетом обеспечения видимости.
Особое внимание уделяется цветам, высеваемым на месте, цветам-многолетникам, не нуждающимся в серьезном уходе, а также низкорослым, красиво цветущим кустарникам. Цветы и кустарники подбирают с расчетом получения растительных сочетаний с наиболее длительным периодом цветения.
3.5.20. На участках при различных дорожных зданиях создают защитные посадки по периферии. Здесь же широко применяется озеленение оград, стен и балконов вьющимися растениями.
3.5.21. Декоративное озеленение создают также у площадок отдыха на перегонах дорог, устраиваемых для остановок автомобилей.
3.5.22. Участки леса низкого ландшафтно-художественного качества, видимые с дороги (лужайки, поляны, редины, опушки), рекомендуется улучшать по согласованию с органами лесного хозяйства.
3.5.23. Для декоративного озеленения автомобильных дорог применяют саженцы деревьев в возрасте 4-6 лет и кустарников в возрасте 2-3 лет. В наиболее парадных местах дорожного озеленения рекомендуется применять более крупный посадочный материал в возрасте до 30 лет.
3.5.24. На участках, предназначенных для декоративного озеленения, полностью убирают все посторонние предметы, удаляют сухостойные деревья, корчуют пни и засыпают ямы, участки планируют с последующим засевом культурными травами.
3.5.25. Подготовка почвы под декоративные посадки проектируется сплошной или частичной.
При сплошной подготовке весь участок подвергают глубокой вспашке, боронованию, после чего подготавливают посадочные места – копают ямы и траншеи небольших размеров, позволяющие размещать корневую систему деревьев или кустарников под посадку.
При частичной подготовке почвы вспашка не производится, а посадочные места (ямы и траншеи) готовят значительно больших размеров, чтобы при посадке между корневой системой и стенками ямок и под корневой системой оставалось место для заполнения питательной землей.
Сплошная подготовка почвы создает более благоприятные условия для растений.
При отсутствии или бедности почвенного слоя на участке и при возможности завоза питательной земли следует отдавать предпочтение частичной подготовке почвы.
3.5.26. Посадочные ямы и траншеи готовят по намеченным точкам и линиям посадки деревьев и кустарников. Размер их зависит от почвенных условий и размера посадочного материала. Ямы делают круглой формы с отвесными стенками.
Для посадки древесных саженцев ямы готовят диаметром 0,8-1,2 м при глубине 0,5-0,6 м, для посадки одиночных кустарниковых саженцев – диаметром 0,5-0,6 м при глубине 0,4-0,5 м.
Для посадки деревьев и кустарников малыми компактными группами с небольшими расстояниями между растениями роют общие посадочные ямы шириной в соответствии с размерами групп (из расчета 0,6-0,8 м на каждое растение) и такой же глубиной, как для одиночных посадок.
Посадочные траншеи для живых изгородей делают глубиной 0,4-0,5 м, шириной для однорядных посадок 0,4-0,6 м, для двухрядных – 0,7-1,0 м.
3.5.27. Посадочные ямы и траншеи для весенних посадок подготавливают с осени, а для осенних – за 2-3 недели до посадок. При отсутствии заблаговременно подготовленных ям и траншей допускается рытье их перед посадкой, но размеры ям и траншей должны быть несколько большими для добавок растительной земли.
3.5.28. Ямы для посадки деревьев роют ямокопателями, гидробурами или вручную. При рытье вручную верхний питательный слой складывают с одной стороны, а нижний – с другой, чтобы во время посадки можно было питательную землю разместить ближе к корневой системе растений.
Дно ямы и траншей рыхлят лопатой на глубину 10-15 см. Около центра каждой ямы со стороны преобладающих ветров или с северной стороны вертикально забивают ошкуренный посадочный кол толщиной 4-5 см.
Посадку древесных саженцев выше 1 м без кола не допускают. На дно ямы за 2-3 дня до посадки насыпают землю (верхнего почвенного слоя или привозную) в виде холмика, которую уплотняют для предупреждения большой осадки. Вершина холмика должна быть в центре ямы.
3.5.29. Декоративные деревья и кустарники высаживают в сроки, установленные для закладки снегозащитных лесных полос. Крупные деревья можно пересаживать зимой с замороженным комом. Хвойные деревья и кустарники высаживают в самые ранние сроки весной или в конце августа и начале сентября.
3.5.30. После посадки саженцы независимо от погоды поливают водой в объеме минимально 24-36 л на дерево, 17-18 л на кустарник и 18-24 л на 1 м каждого ряда изгороди.
Приствольные круги после впитывания воды присыпают (мульчируют) перегноем, торфом или растительной землей.