Организация метеорологических наблюдений
4.1. Для получения достоверных данных на дорожных метеопостах необходимо соблюдать следующие правила при производстве наблюдений:
наблюдатель должен отмечать только то, что видел сам, не полагаясь на сведения, полученные от других лиц;
недопустима замена отсчетов по приборам какими-либо вычисленными или другим путем полученными величинами;
наблюдения должны производиться по единой методике, необходимо соблюдать установленный порядок и последовательность наблюдений;
наблюдения производятся по приборам, правильно установленным и находящимся в исправном состоянии;
необходимо аккуратно обращаться с приборами и оборудованием метеопоста, содержать их в чистоте и исправном состоянии.
4.2. Наблюдения на дорожных метеопостах производятся по местному декретному времени. На посту необходимо иметь надежные правильные часы, которые необходимо ежедневно проверять по сигналам точного времени, передаваемым по радио.
4.3. Все метеорологические наблюдения на дорожных постах должны выполняться наблюдателем. Наблюдатели дорожных метеопостов работают под руководством главного инженера дорожного подразделения.
К производству наблюдений должны допускаться люди, ознакомленные с устройством приборов, правилами производства наблюдений. Накануне зимнего периода с людьми, которые будут привлечены к производству наблюдений на метеопостах, проводят занятия, целью которых является ознакомление с приборами (устройством, правилами содержания), правилами производства и записями наблюдений.
4.4. Наблюдения с целью установления начала и окончания выпадения атмосферных осадков ведутся постоянно, визуально. Если наблюдателем отмечается выпадение атмосферных осадков, то в журнале в соответствующей графе указывается время начала выпадения осадков, их вид. Затем наблюдателем производится определение температуры воздуха по термометру, скорость направления ветра по флюгеру. До полного исчезновения скользкости такие наблюдения производятся ежечасно с записью результатов наблюдений. По окончании выпадения осадков отмечается время их окончания, производится смена осадкомерных сосудов, измеряется количество выпавших осадков. Наблюдения за состоянием покрытия ведутся со времени начала выпадения осадков до полного исчезновения скользкости покрытия. Отмечается время исчезновения скользкости.
4.5. Наблюдения за температурой воздуха состоят в определении ее значения. Отсчеты по термометрам производятся с точностью до 0,5°, т. е. отсчитывается ближайшее к концу столбика деление.
При отсчетах по термометрам необходимо соблюдать следующие правила:
нельзя снимать термометр со штатива при производстве отсчетов;
глаз наблюдателя при отсчетах должен быть установлен прямо против столбика жидкости в капилляре и на такой высоте, чтобы черточки шкалы в том месте, где производится отсчет, представляли собой прямые линии;
отсчет делается по положению нижней точки вогнутой поверхности мениска для спиртовых термометров и по положению вершины мениска в ртутных термометрах, а не по краям его стенок капиллярного канала;
вследствие чувствительности термометров отсчеты нужно производить возможно быстрее, остерегаясь при этом приближать к резервуару руку или фонарь, а также стараясь не дышать на термометр.
При понижении температуры до -36 °С ртутные термометры следует убирать в помещение.
Наблюдают за температурой следующим образом: отсчитывают показания термометра и записывают результат измерения.
Запись отсчетов по термометру производится в рабочем журнале (форма 1). При записи десятые доли отделяются от целых градусов запятой.
4.6. Наблюдения за ветром на дорожных метеопостах состоят из определения средней скорости ветра за промежуток времени 2 мин и определения среднего направления ветра за 2 мин.
Определение направления ветра производят следующим образом. Наблюдатель подходит к мачте, становится под указателем и, наблюдая за его колебаниями в течение 2 мин, определяет румб, являющийся средним положением для этих колебаний. Отсчет направления производится по 16 румбам (по 8 штифтам и 8 промежуткам между ними).
Если при колебаниях противовес-указатель флюгарки в среднем положении кажется с земли касающимся одного из штифтов, то отмечается направление ветра, которое указывает этот штифт (рис. 6, а). Если в среднем положении указатель не будет касаться штифтов, то отмечается трехбуквенный румб направления ветра (рис. 6, б).
Для отсчета скорости ветра наблюдатель отходит от мачты в направлении, перпендикулярном флюгарке, и, наблюдая колебания доски в течение 2 мин, замечает номер штифта или номера штифтов дуги, около которого или между которыми наблюдалось среднее положение доски за 2 мин. Номера штифтов считаются от 0 до 7 снизу вверх. Штифт совпадает с плоскостью доски при ее отвесном положении. Короткие штифты имеют нечетные номера, длинные – четные.
Скорость ветра оценивается в зависимости от положения доски флюгера по табл. 1.
Если доска стоит неподвижно на нулевом штифте, то направление ветра в этом случае не отмечается.