Изыскания для предпроектной стадии.
7.7. Инженерно-геологические изыскания для разработки ТЭО (ТЭР) строительства должны обеспечить достоверность исходных данных по трассам дорог и месторождениям материалов для принятия рациональных технических решений по намечаемому строительству, для выбора лучшего варианта, определения стоимости и трудоемкости строительства.
7.8. В состав инженерно-геологических работ на этой стадий входят:
– сбор, анализ и обобщение данных о природных условиях в районе строительства объекта для составления карт-схем инженерно-геологических условий;
– инженерно-геологическая рекогносцировка (при недостаточной изученности района изысканий) прокладки вариантов трассы дороги с проходкой трех выработок (одна по оси, две по краям полосы) в поперечных профилях шириной 0,5-1,0 км, располагаемых в среднем через 0,5 км, и маршрутное инженерно-геологическое описание.
7.9. Для оценки грунтов при производстве инженерно-геологической рекогносцировки приводится их визуальное описание. В сложных случаях отдельные образцы могут быть апробированы лабораторно с учетом рекомендаций табл. 3. При наличии на выбранном варианте трассы мостовых переходов и участков со сложными геологическими условиями (оползни, наледи, осыпи, болота и т.д.) могут выполняться и более детальные работы по специальному заданию.
В несложных инженерно-геологических и рельефных условиях и когда местоположение трассы дороги (варианта) установлено окончательно, бурение на краях полосы съемки может не производиться.
7.10. При прокладке трасс дорог более 25 км в малоизученных* и труднодоступных районах может использоваться ключевой метод инженерно-геологических изысканий**.
* К малоизученным районам относятся районы, на которые составлены только общегеологические материалы и карты масштаба 1:500000 и мельче.
** Ключевой метод подразумевает выбор ключевого участка – небольшой площади, специально отобранной для комплекса полевых инженерно-геологических работ, типичной для данной трассы или ее части.
7.11. Назначение ключевых участков:
– должны характеризовать наиболее типичные для изучаемой территории полосы трассы инженерно-геологические условия;
– должны охватывать все основные типы местности, геолого-структурные элементы и т.д., пересекаемые трассой.
7.12. Масштаб инженерно-геологической съемки на ключевых участках рекомендуется принимать: 1:50000 – в простых условиях; 1:25000 – в условиях средней сложности; 1:10000 – в сложных условиях.***
*** Категории сложности инженерно-геологических условий трассы приводятся в обязательном приложении 4.
7.13. Для более точной привязки ключевых участков к трассе (при необходимости) между смежными ключевыми участками может выполняться опорный маршрут по оси трассы с проведением геологических, гидрологических и ландшафтно-индикаторных наблюдений.*
* В простых инженерно-геологических условиях участки трассы между ключевыми участками могут обследоваться визуально при помощи вертолетного облета.
7.14. Инженерно-геологическая рекогносцировка по вариантам трассы сопровождается поисками местоположения местных строительных материалов, выявлением (в основном методом опроса работников дорожно-строительных организаций, лесхозов, колхозов и т.д., отдельных жителей-старожилов этих мест) перспективных для последующей разведки участков с их оконтуриванием и ориентировочным (предварительным) подсчетом их запасов.
Поисковые работы целесообразно выполнять, как правило, в полосе шириной 20 км в равнинной местности и 10 км в горной местности. Необходимо выявлять также отвалы пригодных для дорожного строительства отходов промышленности.
7.15. По окончании работ представляются карты инженерно-геологических условий и районирования по каждому варианту** и отчет с характеристикой природных условий и выводами по выбору наилучшего варианта.
** В несложных рельефных и геологических условиях, когда местоположение трассы дороги (варианта) установлено окончательно и геологические работы выполняются только по оси, геологический разрез представляется на продольных профилях, вычерчиваемых по топокартам или тахеометрическим ходам для сложных участков.
Для участков мостовых переходов со сложными инженерно-геологическими условиями могут составляться (если без этого невозможно установить основные технико-экономические показатели проекта) инженерно-геологические разрезы с расчетными данными грунтовых оснований и рекомендациями по выбору типов фундаментов.