Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Изыскания переходов через водотоки

ИЗЫСКАНИЯ ПЕРЕХОДОВ ЧЕРЕЗ ВОДОТОКИ
5.1. При трассировании лесохозяйственных автомобильных дорог следует использовать мостовые переходы ближайших автомобильных дорог через большие водные преграды, глубокие ущелья, железнодорожные линии МПС и т.п.
5.2. Настоящий раздел определяет объем и состав изыскательских работ, необходимых для разработки проектно-сметной документации на строительство малых водопропускных сооружений и средних мостов на лесохозяйственных автомобильных дорогах. Методы и способы производства работ и расчетов приводятся в Наставлениях по проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки (НИМП-72).
5.3. В случаях трассирования переходов через малоизученные водотоки при особо сложных режимах рек или при активных русловых процессах, а также участков трассы, находящихся в зоне подтопления и проходящих по долинам горных рек, перечень и объем топографических, гидрометеорологических*, инженерно-геологических изысканий определяются главным инженером проекта в зависимости от изученности района строительства, стадийности проектирования и в соответствии с требованиями действующих инструкций и наставлений на отдельные виды работ.
* Сведения по гидрологии, гидрографии, геоморфологии, климату должны быть достаточны для оптимальных технических решений. При проектировании искусственных сооружений в составе дороги сведения о климате района изысканий могут быть получены при сборе экономических данных.
5.4. Створ мостового перехода следует размещать на участках долины реки с наиболее узкими поймами, расположенными на высоких отметках. Направление створа перехода выбирают нормальным к направлению долины и русла реки и, по возможности, приближают его к прямой воздушного направления трассы. Углы поворотов трассы в пределах поймы допускаются только при их технико-экономическом обосновании.
Косое пересечение реки, а также расположение моста на кривой должны быть обоснованы сравнением вариантов.
5.5. Следует избегать прокладки трассы по конусам выноса селевых водотоков. Селевые водотоки наиболее целесообразно пересекать с таким расчетом, чтобы можно было пропустить селевой поток под сооружением дороги. Для этого трассу следует прокладывать нормально к потоку выше места изменения уклонов выраженного (в косогорах) лога и конуса выноса (как правило, в начале конуса выноса) так, чтобы береговые опоры можно было бы располагать на коренных берегах косогоров. При невозможности или нецелесообразности выполнения этого требования трассу располагают по нормали к образующей конуса, по кривой с углом поворота, равным углу растечения потока на конусе выноса, с последующим устройством брода-лотка.
5.6. Прокладку трассы по косогорам в местах устройства бродов-лотков необходимо осуществлять таким образом, чтобы была возможность создания искусственного углубления при помощи обратных уклонов в продольном профиле величиной не менее 40 ‰ и не более руководящего, принятого для данной дороги.
5.7. В состав изысканий для разработки предпроектных документов ТЭО (ТЭР) мостовых переходов, лесохозяйственной автодороги входят:
– сбор материалов: топографических карт, лесоустроительных, геологических, климатических и других данных по объекту изысканий, а также сведений о работе существующих мостовых переходов через пересекаемый водоток;
– трассирование вариантов перехода по планам и картам;
– определение границ водосборных бассейнов;
– расчеты стока;
– составление по картографическим данным профилей живых сечений и морфостворов по вариантам перехода;
– выбор наиболее конкурентоспособного варианта для последующего полевого трассирования.
В сложных условиях (при устройстве сооружений через железнодорожные пути, в пределах застроенных территорий, на водотоках с блуждающими и меандрирующими руслами, на поймах с многорукавностыо и т.д., при отсутствии картографического материала нужного масштаба и др.) может проводиться полевое обследование вариантов, а также инструментальные или полуинструментальные работы по уточнению живого сечения водотока, морфостворов и геологического строения места перехода.
5.8. В состав изыскания для разработки проекта входят:
– обследование камерально затрассированных по топографическим картам и геологическим данным мест перехода и выбор наилучшего варианта пересечения водотока;
– топографическая съемка места мостового перехода в масштабе 1:1000 – 1:2000 (в зависимости от сложности местных условий) площадью, достаточной для проектирования регуляционных сооружений, дноукрепительных работ, размещения морфостворов, а также площадки складирования строительных конструкций;
– инженерно-геологическое обследование выбранного места перехода (не менее трех выработок: две – по берегам, одна – в русле).
5.9. Состав изысканий для разработки рабочей документации определяется главным инженером проекта после разработки и утверждения проекта и может включать:
– вынос в натуру оси мостового перехода (в случае, когда ось перехода на стадии «Проект» трассировалась по плану с горизонталями);
– проходку геологических выработок под каждую опору запроектированного моста, регуляционные сооружения и подходы к мосту;
– дополнительную топографическую съемку под регуляционные, водоотводные и другие сооружения, если выполненной для стадии «Проект» съемки недостаточно.
5.10. В состав изысканий для разработки рабочего проекта мостового перехода должны входить работы, выполняемые для стадий «Проект» и «Рабочая документация».
5.11. Для разработки рабочих проектов малых искусственных сооружений, как правило, выполняются:
– обследование камерально затрассированных по топографическим картам мест переходов и выбор наилучшего варианта;
– комплекс топографо-геодезических, гидрометеорологических работ, приведенных в табл. 1, и инженерно-геологических работ (табл. 3).

Exit mobile version