Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Контроль качества строительства временных дорог

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА ВРЕМЕННЫХ ДОРОГ
4.1. Контроль качества строительства временных дорог должен заключаться в систематическом наблюдении и проверке соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям СНиП II-Д.5-72, СНиП III-8-76, СНиП III-Д.5-73, СНиП III-Д.10-72 и настоящей Инструкции.
4.2. Контроль качества работ должен проводиться силами самой выполняющей работы строительной организации и включать текущее наблюдение за соблюдением технологии и качества строительства временных дорог.
4.3. В процессе возведения земляного полотна следует контролировать качество уложенного грунта, правильность расположения слоев, степень уплотнения, геометрические размеры земляного полотна в плане, продольном и поперечном профилях, условия обеспечения водоотвода, крутизну откосов.
Положение земляного полотна в плане проверяют восстановлением оси, измерением углов поворота, разбивкой кривых. Правильность земляного полотна в продольном профиле контролируют нивелировкой пикетных и переломных точек с проверкой отметок оси дороги, бровок земляного полотна и дна боковых канав. Отклонение отметок бровки или оси от проектных допускается не более 5 см. Ширину земляного полотна и размеры кюветов проверяют через каждые 50 м, кроме того, кюветы проверяют дополнительно в местах выпусков. Сужение земляного полотна между осью и бровкой допускается не более 10 см, изменение поперечных размеров канав по дну – не более 5 см. Крутизну откосов проверяют промерами не менее чем в двух поперечниках на пикете.
Увеличение крутизны откосов не допускается. Отклонения в сторону увеличения ширины земляного полотна и уположения откосов допускаются, но без включения в объем выполненных работ грунта, излишнего по сравнению с проектом.
Кроме того, следует контролировать соблюдение установленной технологии производства работ по возведению и уплотнению насыпи, фактическую плотность и влажность грунтов земляного полотна в процессе его сооружения.
При проверке уплотнения общее число проб грунта должно составлять не менее одной на каждые 300 м уложенного в насыпь грунта.
Для испытания берут три образца – по оси насыпи и в 1,5 – 2 м от бровок земляного полотна через каждые 200 м отсыпанного слоя насыпи при ее высоте до 3 м. Кроме того, пробы грунта отбирают из каждого уплотняемого слоя над трубами, в конусах и в местах сопряжений насыпей с пролетными строениями мостов.
Плотность грунтов определяют плотномером-влагомером системы Н.П. Ковалева по образцам грунта, взятым из уплотненного слоя насыпи режущими кольцами объемом 200 и 500 см. Кольца объемом 500 см3 применяют в грунтах с крупными включениями.
Качество уплотнения земляного полотна из нескальных грунтов оценивают степенью соответствия фактической плотности грунта в насыпях, требуемой по проекту.
Отклонение от требуемого коэффициента уплотнения в сторону уменьшения допускается не более чем у 10 % образцов и не более 0,04 по абсолютной величине.
Разница в плотности грунта по поперечному сечению в одном и том же слое допускается не более 0,02.
Коэффициент уплотнения верхней части насыпи на глубину до 1,5 м принимают в пределах 0,95 – 1,0. В местах, где предусмотрено укрепление откосов земляного полотна, работы принимают перед началом укрепительных работ и после их окончания.
Земляное полотно сдается под укладку по акту после пробных испытаний подвижной или статической нагрузкой, характер и длительность которой устанавливают в проекте.
4.4. При строительстве грунтовых дорог, улучшенных добавками, необходимо контролировать качество применяемого грунта и добавок, их количественное соотношение, равномерность перемешивания, влажность, качество уплотнения, геометрические размеры устраиваемого покрытия.
Качество материалов проверяют внешним осмотром и в лаборатории, которая подбирает состав смеси и следит, чтобы этот состав соблюдался при производстве работ. Для этих целей из каждых 200 – 300 м смеси берут пробу.
Влажность грунта проверяют перед рыхлением, а готовой смеси – перед уплотнением. Определяют количество воды, которое должно быть разлито на грунт или на готовую смесь.
Количество фактически разлитой воды систематически проверяют по журналу розлива. Если температура воздуха высокая и грунт быстро высыхает, для удержания влаги необходимо вводить в грунт хлористый кальций. Если же грунт переувлажнен и условия для его просыхания плохие, для подсушки грунта добавляют негашеную известь.
Качество приготовленной смеси проверяют внешним осмотром на месте работ, более точно – в лаборатории.
По окончании работ поверхность дороги должна иметь правильные продольные и поперечные профили, надлежащую ширину и толщину улучшаемого слоя, водоотвод, соответствующий проекту.
Толщину построенного покрытия необходимо проверять не менее чем на двух поперечниках на 1 км дороги, для чего пробивают по три-пять лунок на каждом поперечнике.
Ширину покрытия и его ровность контролируют не менее чем на трех-четырех поперечниках на каждом километре.
Правильность поперечного профиля проверяют шаблоном. У построенного покрытия отклонения от проектных размеров должны быть не более: 10 см по ширине, 10 % по толщине покрытия, но не более 20 мм, 5 % поперечных уклонов.
Просвет под трехметровой рейкой должен быть не более 20 мм в продольном направлении и не более 15 мм в поперечном. При визуальном осмотре в продольном профиле поверхность дороги должна быть ровной, однообразной, без впадин, волн и бугров.
4.5. При устройстве покрытий переходного типа необходимо проверять качество применяемых материалов, соответствие их техническому проекту и техническим условиям по данным лабораторных испытаний и осмотра. Материал не должен быть загрязнен посторонними примесями. Необходимо проверять гранулометрический состав гравийных оптимальных смесей. Пробы берут из материала, еще не уложенного в покрытие, и непосредственно из покрытия.
При поливке водой необходимо следить за тем, чтобы розлив производился равномерно по площади укатываемого покрытия и не происходило переувлажнения песчаного основания и подстилающего грунта земляного полотна.
При уплотнении необходимо соблюдать принятую схему укатки и систематически проверять геометрические размеры устраиваемого покрытия.
При приемке покрытий проверяют ширину и толщину покрытия, правильность продольного и поперечного профиля, качество уплотнения щебеночных и гравийных покрытий. Допускаемые отклонения от проектных размеров: по ширине – 10 см; по толщине – 10 %; но не более 20 мм; по поперечному уклону – 5 %; по высотным отметкам (на пикет) – 5 см; по ровности покрытия – просвет под трехметровой рейкой или шаблоном: 20 мм в продольном направлении и 15 мм в поперечном. При введении под укатанное щебеночное покрытие лома оно должно подниматься без нарушения по кругу радиусом 0,6 – 1 м.
4.6. При устройстве дорожных одежд со сборно-разборными покрытиями контролируют качество подготовки основания (ровность, плотность, прочность, устойчивость), ровность и соответствие натурных отметок покрытия проектным нивелированием по контрольным точкам и дополнительно по визиркам – с допускаемым отклонением по высоте в 0,5 см. При монтаже покрытий контролируют качество скрепления отдельных элементов и стыкового соединения щитов с проверкой шплинтовки пальцев шарнирного соединения, сохранность древесины от загнивания с обеспечением антисентирования.
4.7. При сооружении зимних дорог и в период их эксплуатации необходимо контролировать ровность, плотность, твердость и шероховатость проезжей части.
Для контроля плотности снежного покрытия используют плотномер (большой весовой или карманный, рис. 24), состоящий из цилиндра, весов, лопатки, кольца и съемной крышки.
Минимальная плотность снежного покрытия для обеспечения нормальной эксплуатации подъездных и вдольтрассовых дорог должна быть не менее 0,6 г/см3.
Твердость покрытия определяют с помощью твердомера-зонда Союздорнии (рис. 25) по числу ударов подвижного груза ударника (табл. 20).
Для обеспечения бесперебойной работы зимней дороги и увеличения срока ее эксплуатации величина твердости снежного дорожного покрытия должна быть не менее 10 кгс/см2, что соответствует 29 – 30 ударам твердомера.
При твердости 16 кгс/см2 (50 ударов) и малой интенсивности движения поверхность дороги способна выдержать движение автомобилей грузоподъемностью до 10 т без нарушения покрытия. С увеличением грузоподъемности транспортных средств твердость дорожного покрытия необходимо довести до 25 кгс/см2 (80 ударов, см. табл. 20).
4.8. На ледовых переправах контролируют грузоподъемность переправы.

Exit mobile version