Ксоан, ксоанон

Ксоан, ксоанон (греч. ξόανον, мн.ч. ξόανα, от греч. ξέειν, обтёсывать) — понятие истории искусства Древней Греции, архаичное культовое изображение, статуя, идол, вырезанный из дерева. Первоначально — простой деревянный столб, воплощавший божество, по мере развития — грубо вырезанные статуи богов из различного материала, в которых намечены лишь важнейшие, основные формы и пропорции человеческого тела. Предшествовал появлению круглой культовой антропоморфной статуи.
Объекты, дошедшие до времен классической Греции, чрезвычайно почитались в качестве древнейших культовых предметов, имеющих непосредственную связь с богами. Одним из самых знаменитых ксоанов был палладиум, хранившийся в афинском Эрехтейоне и, по преданию, упавший с неба.
Термин используется современными учеными и для характеристики подобных деревянных культовых предметов других народов и исторических эпох.
Этимология слова подразумевает «обтёсанность» (никак не уточняя материал изображения), что позволяет противопоставить ксоаны необработанным камням, какими были старинные фетиши. Тем не менее, как показывают современные исследования, узкое употребление слова «ксоан» в значении древней деревянной культовой статуи появилось лишь в поздней античности. По-видимому, впервые это слово вошло в употребление в V веке до н. э. как обозначение самых разных высококачественных произведений ремесленного искусства, и вскоре закрепилось за изображениями богов независимо от их возраста, стиля или материала. В III—II веках до н. э. значение слова начинает постепенно сужаться до культовых статуй богов (храмовых статуй и вотивных изображений); у Дионисия Галикарнасского и Страбона оно уже означает исключительно культовое изображение, но по-прежнему может относиться к статуям любого возраста, стиля или материала (Страбон называет ксоаном даже фидиевскую статую Зевса в Олимпии). Еврипид в «Троянках» употребляет слово «ксоан» по отношению к троянскому коню, наравне со словом βρέτας («bretas»), обозначающим культовое изображение бога.
Позднее, в сочинениях Плутарха и Климента Александрийского, слово «ксоан» может выступать как в значении статуи бога вообще, так и в более узком значении — характеризуя древний стиль и материал дерево: Климент обозначает им грубо обработанные деревянные или каменные столбы—идолы, а Плутарх — деревянные статуи богов. Павсаний также употребляет слово «ксоан» в последнем значении, относя его исключительно к древним изображениям (что, по мнению ряда исследователей, не соответствует обычному употреблению того времени, которое могло относить слово «ксоан» не только к древним, но и относительно новым статуям).
Павсаний является наиболее обильным источником информации о ксоанах. Он противопоставляет их обычным статуям, для которых использует слово ἄγαλμα («agalma»). Согласно исследователям, Павсаний употребляет слово «xoanon» 97 раз, говоря о старинных деревянных статуях, а слово «agalma» — 694 раза, говоря об обычных круглых статуях, что свидетельствует об отчётливом терминологическом употреблении слова «ксоан». Таким образом, именно Павсаний ввел «ксоан» как термин, использующийся современной историей искусства.
В современной науке считается, что периодом создания ксоанов греческими скульпторами является к. VIII- нач. VII в. до н. э. Греческие авторы склонны были относить их создание к мифической эпохе. Наличие аналогов ксоанов в других индоевропейских культурах (напр., Збручский идол) может свидетельствовать о том, что их прообразом были сакральные столбы ямной культуры.
Первоначальные (гомеровского периода) ксоаны, скорее всего, представляли собой, по-видимому, грубо обработанный ствол дерева или блок камня, завершённый еле намеченным изображением головы и черт лица.
По словам Павсания, статуи делали из эбенового дерева, кипариса, кедра, дуба, тиса и лотоса (Paus. VIII 17, 2).
Греческие писатели называют древнейшие ксоаны четырёхгранными и сообщают, что у них были закрытые глаза, прижатые к бокам руки (Diod. Sic. IV, 76), a иные вовсе не имели ни глаз, ни рук, ни ног (Tzetz. Chil. I, 538) и т. д.
Наиболее характерная черта ксоанов, по мнению исследователей, именно их получеловеческий облик. В них усматривают переходную стадию между совершенно лишёнными человеческого образа фетишами и вполне антропоморфными изображениями.

Без категорії

admin

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code