Контроль за коррозионным состоянием подземных металлических сооружении

КОНТРОЛЬ ЗА КОРРОЗИОННЫМ СОСТОЯНИЕМ ПОДЗЕМНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИИ
7.1. Контроль за выполнением мероприятий по ограничению токов утечки с рельсовой сети
7.1.1. В эксплуатационных условиях на электрифицированных железных дорогах, магистрального, пригородного и промышленного транспорта соответствующими службами Управления дороги должны выполняться следующие мероприятия:
проверка исправности стыковых соединителей путем осмотра – два раза в месяц, а междурельсовых и междупутных соединителей – один раз в квартал;
измерение электрического сопротивления рельсовых стыков не реже чем через 6 месяцев (кроме сварных);
измерение сопротивления изоляции отрицательных питающих линий – один раз в год;
проверка состояния изоляции между рельсами и фермами мостов и путепроводов – один раз в год и после ремонта пути;
проверка исправности искровых промежутков – раз в квартал;
регулярная прочистка зазора между подошвой рельса и балластом;
измерение тока утечки с рельсов электрифицированных путей – по мере необходимости.
Замеры производятся службой электрификации Управления железной дороги совместно с заинтересованными организациями, проектирующими, строящими и эксплуатирующими защиту подземных металлических сооружений;
проверка соответствия усиленного дренажа требованиям настоящего стандарта (см. пп. 5.4.15, 5.4.16) производится комиссией с участием представителей дистанции пути, СЦБ и связи, энергоучастка и других заинтересованных организаций при первом опытном включении усиленного дренажа и в дальнейшем – эксплуатационным персоналом не реже четырех раз в год в разные сезоны;
проверка диодных и тиристорных заземлителей – два раза в год (весной и осенью).
7.1.2. В эксплуатационных условиях на метрополитене проводят:
измерение переходного сопротивления рельсового пути – при приемке, спустя 6 и 12 месяцев после начала эксплуатации, затем один раз в два года; на участках с переходным сопротивлением, устойчиво превышающим нормируемые значения, периодичность измерений допускается увеличивать до 5 лет, если за этот период не появятся признаки (течи, обводнения туннеля, повышение влажности и т.п.), влияющие на снижение переходного сопротивления рельсового пути;
снятие среднесуточных потенциальных диаграмм ходовой рельсовой сети по всей сети метрополитена с шагом 0,5-1 км и обязательно у отсасывающих пунктов станций, на эстакадах и метромостах – не позднее 6 месяцев после начала эксплуатации, затем один раз в два года; на участках со стабильными во времени потенциальными диаграммами контроль потенциалов допускается проводить лишь в характерных пунктах линий метрополитена (отсосы, концы участков консольного питания и т.д.);
измерение сопротивления сборных рельсовых стыков – при приемке, затем один раз в год;
измерение сопротивления дроссельных стыков – при приемке, затем один раз в два года;
проверку состояния изолирующих стыков по п. 4.2.16 – при приемке, затем один раз в год;
проверку изоляции изолирующих муфт и фланцев – при приемке, затем один раз в пять лет;
измерение переходного сопротивления рельсового пути на канавах депо, отстойных тупиках – при приемке, затем один раз в два года;
проверку состояния изолирующих втулок и подкладок на ходовых рельсах мостов, эстакад и железобетонных шпалах – при приемке, затем один раз в два года;
проверку изоляции отрицательных питающих линий тяговых подстанций и междупутных соединителей – при приемке, затем один раз в три года;
проверку изоляции искровых промежутков, соединяющих тяговые нити рельсов с оболочками кабелей и заземленными конструкциями – не реже одного раза в неделю.
При строительстве необходимо строго контролировать электрическую непрерывность рельсового пути и не допускать металлическую связь между рельсами и туннельной обделкой.
Примечание. Для контроля потенциалов ходовых рельсов метрополитен оборудуется системой контрольно-измерительных пунктов, позволяющих проводить измерения дистанционно (без захода в туннель).
Размещение контрольно-измерительных пунктов проводится по нормативно-технической документации.
7.1.3. На сооружениях трамвая организациями, ответственными за эксплуатацию трамвайного хозяйства, должны выполняться следующие мероприятия:
проверка целости рельсов и исправности сварных и сборных стыков наружным осмотром – не реже одного раза в три месяца, и, кроме того, электрическими измерениями сборных стыков – не реже одного раза в год;
проверка исправности путевых и междупутных соединителей – один раз в год путем измерения разности потенциалов между нитями одного пути и внешними нитями обоих путей через каждые 600 м пути;
проверка состояния обходных соединителей на стрелках, крестовинах и т.п. производится выборочно один раз в год путем внешнего осмотра;
проверка состояния контактов присоединения отрицательных питающих линий – не реже двух раз в год;
контроль за выполнением норм падения напряжения в рельсовых сетях расчетным путем при изменении схемы электроснабжения и реконструкции пути; кроме того, не реже одного раза в год должна производиться проверка соблюдения норм падения напряжения в рельсах путем измерения разности потенциалов между рельсами и землей; на основе этих измерений должна составляться диаграмма распределения потенциалов на рельсовых сетях;
проверка состояния изоляции отрицательных питающих линий относительно земли – не реже одного раза в 3 года;
проверка разности потенциалов между различными пунктами присоединения отрицательных линий одной подстанции к рельсам производится два раза в год и при каждом длительном (более одного месяца) изменении электроснабжения.
Примечание. Методика измерения приведена в приложении 4.
7.1.4. Сведения об изменениях режима работы сооружений источников блуждающих токов, способных привести к увеличению опасности коррозии подземных сооружений, находящихся в зоне действия блуждающих токов этих источников, должны сообщаться организациям, осуществляющим координацию и контроль противокоррозионной защиты за один месяц до перехода на новый режим работы.
7.1.1.-7.1.4. (Измененная редакция, Изм. № 2).
7.2. Контроль за состоянием защитных покрытий
7.2.1. Контроль качества защитных покрытий подземных металлических сооружений должен осуществляться на всех этапах изоляционных и строительных работ, а также в условиях эксплуатации.
7.2.2. Качество битумно-полимерного, битумно-минерального и битумно-резинового защитных покрытий, наносимых на стальные трубы, проверяется по мере их нанесения и перед опусканием плетей в траншею. При проверке определяются:
наличие дефектов наружным осмотром;
толщина защитного покрытия – толщиномером через каждые 100 м не менее чем в четырех точках по окружности труб, и во всех местах, вызывающих сомнения, а также на квадратном метре поверхности каждой изолированной емкости для хранения сжиженного газа;
сплошность защитных покрытий на битумной основе – искровым дефектоскопом с напряжением 4 кВ на миллиметр толщины покрытия с учетом обертки;
степень прилипаемости – путем выреза треугольника под углом 45° и его отрыва; прилипаемость считается удовлетворительной, если мастика не отслаивается от стальной поверхности.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
7.2.3. Качество защитного покрытия из полимерных липких лент проверяется непрерывно при намотке ленты путем наружного осмотра и проверкой числа слоев, ширины нахлеста, силы сцепления (прилипаемости) ленты с лентой, с поверхностью трубы и сплошности в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
7.2.4. При прокладке трубопроводов в городах должна производиться проверка покрытия на отсутствие местных повреждений, ведущих к образованию непосредственного электрического контакта между металлом трубопроводов и грунтом. Проверку проводят в два этапа: после присыпки трубопровода и после полной засыпки траншеи.
7.2.5. Контроль состояния защитных покрытий городских стальных трубопроводов, а также покровов силовых кабелей в условиях их эксплуатации должен производиться при вскрытиях и очередных профилактических осмотрах, а также инструментальным способом с использованием приборов, обнаруживающих контакт оголенных мест с землей.
7.2.6. Состояние изоляции законченных строительством участков магистральных трубопроводов должно контролироваться путем измерения переходного сопротивления «труба – земля» по методу катодной поляризации. Величина переходного сопротивления должна быть не менее 104 Ом∙м2.
Методика измерений приведена в ГОСТ 25812-83.
7.2.4.-7.2.6. (Измененная редакция, Изм. № 2).
7.2.7. Все подземные стальные газопроводы после ввода их в эксплуатацию должны подвергаться периодическому плановому шурфовому осмотру с целью проверки состояния защитных покрытий в следующие сроки:
а) газопроводы в застроенной части города или другого населенного пункта, расположенного в зонах с высокой коррозионной активностью грунтов, в анодных зонах, вызванных влиянием блуждающих токов, имеющие изоляцию типа ниже усиленной или проложенные в пучинистых грунтах, в местах бывших свалок мусора, шлака, в местах сточных вод от фабрик и заводов, а также газопроводы во дворах независимо от условий их расположения – не реже одного раза в 5 лет;
б) газопроводы, расположенные в застроенной части города или другого населенного пункта, где отсутствуют указанные в п. 7.2.7а условия, а также газопроводы, расположенные в незастроенной части города – не реже одного раза в 10 лет.
7.2.8. Контроль состояния защитных покрытий магистральных стальных трубопроводов в условиях их эксплуатации должен производиться выборочно не реже одного раза в 2 года, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
7.2.9. Контроль состояния изолирующих покровов подземных сооружений связи в условиях их эксплуатации осуществляется только на сооружениях, для которых установлены нормы сопротивления изоляции, и должен производиться не реже одного раза в год в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
7.3. Контрольно-измерительные пункты
7.3.1. Контроль за коррозионным состоянием подземного металлического сооружения осуществляется измерением потенциалов на защищаемом сооружении в контрольно-измерительных пунктах.
Контрольно-измерительные пункты должны быть оборудованы неполяризующимся электродом сравнения длительного действия и датчиками электрохимического потенциала (кроме контрольно-измерительных пунктов кабелей связи).
(Измененная редакция, Изм. № 2).
7.3.2.-7.3.5. (Исключен, Изм. № 2).
7.4. Контроль работы установок электрохимической защиты
7.4.1. Контроль работы установок электрохимической защиты в эксплуатационных условиях заключается в периодическом техническом осмотре установок, проверке эффективности их работы.
7.4.2. Технический осмотр и обслуживание установок электрохимической защиты должны производиться в сроки, установленные нормативно-технической документацией на конкретные виды сооружений, но не реже:
четырех раз в месяц – на устройствах дренажной защиты;
двух раз в месяц – на устройствах катодной защиты;
одного раза в 6 месяцев – на контролируемых протекторных установках;
одного раза в месяц – на электрических перемычках (блоках совместной защиты).
7.4.3. Эффективность работы установок электрохимической защиты проверяется в сроки, установленные нормативно-технической документацией, а также при каждом изменении режима работы установок и при изменениях, связанных с развитием сети подземных металлических сооружений и источников блуждающих токов.

Без категорії

admin

Architect PhD Kyiv in Ukraine

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code