Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Постоянная крепь коллекторных тоннелей из сборных элементов

ПОСТОЯННАЯ КРЕПЬ КОЛЛЕКТОРНЫХ ТОННЕЛЕЙ ИЗ СБОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
6.1. Постоянная сборная крепь коллекторных тоннелей выполняется преимущественно из железобетонных блоков и тюбингов, а при технико-экономическом обосновании могут применяться чугунные тюбинги и керамические блоки.
6.2. Крепь коллекторных тоннелей должна быть одинарной (сборной или монолитной прессовано-бетонной) и водонепроницаемой. Бетон по водонепроницаемости не должен быть ниже марки В-4. Устройство двойной обделки (первичной сборной и внутренней монолитной железобетонной) допускается только в случаях, предусмотренных проектом. При устройстве монолитной крепи следует применять передвижную или переставную опалубку.
6.3. Материалы, применяемые для крепи коллекторных тоннелей, должны удовлетворять требованиям действующих на них стандартов или технических условий. Соответствие качества применяемых материалов действующим стандартам должно подтверждаться заводскими паспортами и сертификатами или устанавливаться лабораториями по испытанию строительных материалов (приложение 5).
6.4. Монтаж сборной крепи должен производиться блоко- или тюбингоукладчиками, имеющими безопасные захваты из блоков или тюбингов в соответствии с их массой, конструкцией и конфигурацией. Допускается укладка блоков крепи вручную при массе одного элемента не более 40 кг.
6.5. Элементы сборной крепи перед укладкой должны быть тщательно очищены от грязи, снега и льда и транспортироваться к месту монтажа на специальных тележках с учетом последовательности монтажа и маркировки элементов.
6.6. При монтаже крепи блоко- и тюбингоукладчиками или эректором установку каждого последующего элемента сборной крепи можно производить только после надежного закрепления ранее уложенного. При монтаже следует применять специальный инструмент и приспособления (оправки, поддерживающие устройства и др.).
6.7. Швы между элементами крепи в зависимости от гидрогеологических условий должны быть зачеканены или заполнены раствором на расширяющемся цементе. Перед чеканкой швы должны быть тщательно очищены от грязи и мусора.
6.8. После монтажа крепи болтовые гнезда в тюбингах или блоках, расположенные в лотковой части, должны быть заполнены бетонными вкладышами на цементно-песчаном растворе.
6.9. Для более равномерного распределения нагрузок на крепь и уменьшения осадок грунта пустоты за крепью должны быть заполнены тампонажным раствором при помощи растворонасосов (растворонагнетателей). Работы по нагнетанию раствора проводятся в два приема; нагнетание первичное и нагнетание повторно-контрольное.
Для первичного нагнетания могут применяться цементно-песчано-гравелистые растворы, чистый гравий мелкой фракции, бесцементные растворы и бентонитовые глины. Для повторно-контрольного нагнетания должен применяться только цементный раствор.
Для нагнетания за крепь может применяться цемент всех марок, кроме шлакопортландцемента и быстросхватывающегося цемента. В условиях агрессивной среды должны применяться специальные сорта цемента, предусмотренные проектом.
6.10. Нагнетание раствора за крепь тоннелей должно производиться в каждом кольце последовательно, начиная от нижних блоков к верхним замковым блокам. Нагнетание раствора только через отверстия верхних блоков запрещается.
6.11. После повторно-контрольного нагнетания цементного раствора за крепь производится чеканка нарушенных швов между блоками расширяющимся цементом.
6.12. Первичное нагнетание раствора производится вслед за передвижкой щитов с отставанием не более чем на три кольца.
В тоннелях, сооружаемых щитами диаметром до 2,6 м, нагнетание раствора производится после проходки интервала между двумя шахтами, кроме особых случаев, указанных в проекте.
6.13. Нагнетание раствора за сборную крепь, распертую в грунт, не производится.
6.14. При поступлении воды в тоннель через крепь в виде капель или струй должно быть произведено дополнительное нагнетание цементного раствора со всех сторон к месту течи.
6.15. Производство отделочных работ (торкретирование, железнение) в коллекторных тоннелях под сжатым воздухом запрещается.
6.16. Торкретирование внутренней поверхности коллекторного тоннеля может производиться при его диаметре в свету не менее 1,7 м. При этом по металлической сетке оно производится после ее закрепления за концы болтов или дюбелями.
Торкретирование должно выполняться послойно не менее чем за два раза. Толщина первого слоя не должна быть более 10 мм.

Exit mobile version