Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Инструкция по охране труда слесарей-авторемонтников при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Инструкция по охране труда слесарей-авторемонтников при техническом обслуживании и ремонте автомобилей
I. Общие положения
1. К выполнению слесарных работ по ремонту и профилактике автомашин допускаются лица, специально обученные и допущенные к работе, проинструктированные на рабочем месте и усвоившие безопасные методы работы и приемы их выполнения в объеме настоящей Инструкции, имеющие I квалификационную группу по технике безопасности, знающие правила пожаротушения.
II. Требования к работающим
А. До начала работы
2. Привести в порядок рабочую спецодежду: застегнуть обшлага рукавов, заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов, убрать волосы под плотно облегающий головной убор.
3. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не слепит глаза.
4. Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в надлежащий порядок, убрать все мешающие работе посторонние предметы.
5. Если необходимо пользоваться переносным электрическим светильником, проверить, если ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Напряжение переносных электрических светильников допускается не выше 12 В.
6. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств индивидуальной защиты.
К ручным инструментам (молоткам, зубилам, пробойникам и т. п.) предъявляются следующие требования:
а) рабочие концы не должны иметь повреждений (выбоин, сколов);
б) боковые грани в местах зажима их рукой не должны иметь заусенцев, задиров и острых ребер;
в) затылочная часть ударных инструментов должна быть гладкой, не иметь трещин, заусенцев и сколов;
г) длина зубила, кренцмесселя, бородка, крена не должна быть менее 150 мм;
д) инструмент не должен быть перекален;
е) молотки и кувалды должны быть надежно насажены на деревянные ручки и расклинены завершенными металлическими клиньями;
ж) поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин;
з) гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны, раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях.
7. Приступая к капитальному и среднему ремонту автомобиля, убедиться, что бензобаки и бензопроводы освобождены от остатков бензина.
8. Перед тем как начать работу по ремонту автомобиля, установленного на осмотровой канаве:
проверить правильность установки колес по отношению направляющих;
поставить автомобиль на тормоза или подложить под колеса распорные подкладки;
убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности лестницы и напольной решетки в канаве.
Б. Во время работы
9. Быть внимательным и аккуратным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами и не отвлекать других.
10. Выполнять только ту работу, которая поручена начальником участка или мастером.
11. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания и ремонта:
без принудительного перемещения автомобиль затормозить ручным тормозом и включить низшую передачу, выключить зажигание (подачу топлива), под колеса подложить упоры (башмаки) – не менее двух;
обязательно вывесить на рулевое колесо табличку с надписью «Двигатель не пускать – работают люди!»
Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.
12. При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на механизме управления подъемником вывешивать табличку с надписью «Не трогать – под автомобилем работают люди»!
В рабочем (поднятом) положении плунжер подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.
13. На работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, дополнительно проверить выключение зажигания, подачу топлива (для дизельных автомобилей), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ оттянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.
14. При выполнении работ, связанных со снятием колес, поставить под вывешенный автомобиль (прицеп) козелки, а под неснятые колеса – упоры (башмаки).
Выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, кран-балках, тельферах, талях и т. д.), запрещается.
Запрещается подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп) доски, кирпичи и прочие предметы.
15. При снятии с установки рессор на автомобилях (прицепах) всех конструкций и типов обязательна предварительная их разгрузка от веса кузова путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей постановкой на козелки. Конструкция козелков должна гарантировать автомобиль (прицеп) от падения.
Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить только с помощью бородка или оправки (не пальцем). При разборке и сборке рессор пользоваться слесарными зажимными приспособлениями.
16. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе запрещается, за исключением регулировки систем питания и электрооборудования двигателя и опробования тормозов.
17. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля-самосвала при поднятом кузове выполнять только после укрепления кузова прочными металлическими упорами (штангами), исключающими возможность самопроизвольного или случайного опускания.
Использование вместо упора различных случайных подставок или подкладок запрещается. При замене подъемного механизма обязательна установка второго металлического упора.
Ставить груженый кузов на упор, а также работать с поврежденным или неправильно установленным упором запрещается.
Снимать агрегаты подъемника и разъединять трубопроводы, если под кузов не поставлен дополнительный упор, запрещается.
18. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами необходимо применять лестницы-стремянки со ступенями шириной не менее 15 см. Применять неиспытанные лестницы-стремянки, а также приставные лестницы запрещается.
Места установки лестниц-стремянок на участках движения автотранспорта или людей надлежит ограждать или охранять.
19. Перед обслуживанием или ремонтом днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде надежно укрепить автомобиль, слить топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.
20. При ремонте автомобиля-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов необходимо его надежно заземлить.
21. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, а также создает неудобства в работе (например, тормозные и клапанные пружины, барабаны, рессорные пальцы и т. д.), следует применять приспособления (съемники), обеспечивающие безопасность при выполнении этой работы.
22. При разборке автомобиля снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний мост, передний мост, кузов и раму только при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), гарантирующих безопасность работ:
Запрещается поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные крюки.
23. До снятия двигателя и коробки передач, заднего моста, радиатора и других агрегатов или деталей, связанных с системами охлаждения и смазки автомобиля, необходимо предварительно слить масло и воду в специальные резервуары, не допуская расплескивания и проливания жидкостей.
Случайно пролитое на пол масло или оброненный солидол немедленно засыпать опилками или сухим песком и собрать в специально отведенное место.
24. Находясь в смотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках и касках.
25. При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание несчастного случая снять с него приводной ремень.
26. Запрещается работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принимать меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль и включить низшую передачу, подложить надежные подкладки под колеса, ключ от замка зажигания убрать, а кабину закрыть.
27. При подъеме и установке автомобиля на домкрат устанавливать его только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой или вязкой почве под домкрат подкладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.
Работая под автомобилем, необходимо размещаться между колесами вдоль машины.
При работе под автомобилем использовать лежаки или решетчатые тележки, снабженные для удобства пользования подголовниками, а также надеть защитные очки.
29. Влезать под автомобиль и вылезать из-под него только со стороны, противоположной проезду.
30. Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении (клетке); при этом убедиться в том, что запорное кольцо полностью легло в замковый лаз диска. Накачивать шины сжатым воздухом вне ограждения запрещается.
31. При производстве электрогазосварочных работ электрогазосварщиками бензобаки закрывать асбестовыми чехлами.
32. Выполняя работу совместно с несколькими лицами, согласовывать свои действия с товарищами по работе.
33. При пуске двигателя (в случае необходимости) при открытом капоте не допускать, чтобы люди находились в непосредственной близости от двигателя.
34. При запуске двигателя держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали ее с одной стороны.
35. Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного механика, начальника участка, основного водителя.
36. Пользоваться только исправными инструментом и приспособлениями.
37. Слесарный инструмент содержать в сухом и чистом состоянии.
38. Работая молотком или кувалдой, принимать все меры, чтобы не травмировать себя и находящихся рядом людей.
39. Работая у верстака, следить за тем, чтобы поверхность его была гладкой, обитой листовой сталью, не имела заусенцев.
При работе с зубилами и иными инструментами для рубки металла, при расклепке рам, чеканке и т. п. пользоваться защитными очками.
Для защиты окружающих людей от отлетающих частиц металла на верстаке иметь предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1 метра.
Пыль и стружку с верстака и оборудования сметать щеткой или сметкой.
40. Ключи подбирать соответственно размерам гаек и болтов.
41. При выполнении работ с помощью электрической тали руководствоваться Инструкцией по охране труда при эксплуатации электрической тали.
42. При работе с переносной электродрелью руководствоваться и соблюдать Инструкцию по охране труда при работе с электродрелью.
43. При работе на сверлильном станке соблюдать требования, изложенные в Инструкции по охране труда при эксплуатации сверлильных станков.
44. Работая на наждачном точиле, во избежание ранения глаз пользоваться защитными экранами и надевать защитные очки. Следить, чтобы зазор между абразивным кругом и подручником был не более 2-3 мм, а подручник – надежно закреплен.
Затачиваемую деталь или инструмент плотно прижимать к подручнику и плавно подводить к абразивному кругу.
45. При выполнении работ, связанных с применением антифриза, руководствоваться Инструкцией по охране труда по хранению, перевозке, отпуску и применению антифриза.
46. Запрещается:
подкладывать кирпичи, обрезки дерева и другие предметы под раму автомобиля или под козлы;
производить действия с помощью пальцев рук для совпадения отверстия ушка рессоры и серьги;
работать под автомобилем при работающем двигателе;
работать в осмотровой канаве без защитных очков и касок;
производить работы вблизи крыльчатого вентилятора без снятия с него приводного ремня;
производить электросварочные работы без закрытия бензобаков асбестовыми чехлами;
во избежание создания загазованности воздуха допускать продолжительную (более 5 минут) работу двигателя в помещении ремонтной зоны;
при обкатке двигателя на стенде производить какие-либо исправления и касаться вращающихся частей двигателя;
поднимать (даже кратковременно) грузы весом больше, чем это указано в инструкции для данного подъемного механизма;
снимать, устанавливать, транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов;
работать и находиться под автомобилем, если последний стоит на домкрате без страхующих специальных подставок;
находиться под автомобилем при работающем двигателе;
испытывать тормоза после их ремонта в помещении ремонтной зоны;
работать, на случайных подставках (с бочек, ящиков и т. п.);
касаться находящихся в движении частей механизмов, а также электропроводов и токоведущих частей электроприборов;
стоять и проходить под поднятым грузам, под работающими на высоте людьми;
класть на ступени лестниц-стремянок инструменты и другие предметы;
применять лестницы, сбитые гвоздями, без врезки перекладин в тетивы;
работать с неисправных и неиспытанных приставных лестниц и лестниц-стремянок;
использовать молотки или кувалды, слабо насаженные на ручках;
отвертывать и завертывать гайки гаечным ключом больших размеров с подкладкой металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинять гаечные ключи присоединением другого ключа или трубы (кроме специальных монтажных);
работать гаечными ключами с непараллельными и изношенными губками; |
пользоваться напильниками, стамеской и другими инструментами с заостренной нерабочей частью, плохо укрепленной деревянной ручкой, а также с неисправной ручкой и с ручкой без металлического кольца;
переносить инструменты в карманах рабочей одежды;
работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях, босоножках);
пользоваться переносной электролампой без защитной сетки, с неисправным проводом и изоляционной резиновой трубкой;
пользоваться переносным электросветильником на 36 В в осмотровой канаве;
если руки или спецодежда смочены бензином, подходить к открытому огню, курить, зажигать спички;
хранить на рабочем месте легковоспламеняющуюся жидкость и обтирочный промасленный материал;
производить ремонт автомобилей с баками, наполненными бензином, картерами, наполненными маслом (за исключением работ по обслуживанию автомобилей и ремонта № 1);
производить мойку деталей бензином и керосином, кроме помещений, специально оборудованных для этой цели.
Примечание. Мойку деталей керосином в гаражах, где находится не более пяти автомобилей, разрешается производить в специальных противнях в помещении для ремонта автомобилей.
47. Категорически запрещается техническое обслуживание и ремонт передвижных телевизионных станций, смонтированных на шасси автомашин всех типов и марок, если они находятся под напряжением.
В. По окончании работы
48. Привести в порядок рабочее место, сложить инструменты и приспособления в инструментальный ящик.
49. Если автомобиль остается на козлах, проверить надежность его установки. Не оставлять автомобиль висящим на тросе грузоподъемного механизма.
50. Сообщить начальнику участка о выполненной работе, имеющихся неполадках в работе и о принятых мерах к их устранению.
51. Спецодежду повесить в специально предназначенный для этой цели шкаф.
52. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ.

Exit mobile version