Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Каркасная церковь

Ставкирка (нюнорск: stavkyrkje), каркасная церковь, мачтовая церковь — наиболее распространённый в Скандинавии тип деревянных средневековых храмов.
Лишь некоторые ставкирки систематически изучены. Сложно определить, кто проектировал, строил и реставрировал норвежские каркасные церкви, а также, когда они были возведены. В число тех приёмов, которыми располагают современные археологи, входят дендрохронология, исследование немногих сохранившихся надписей на стенах ставкирок, датировка по углероду-14 и химический анализ. Первые три способа позволяют установить приблизительный возраст здания и возможное авторство; с помощью последнего метода можно получить информацию о людях и быте того времени. К примеру, результаты анализа смолы, которой некогда пропитывали стены ставкирок, и отрывки из текстов средневековых законов показали, что крестьяне были обязаны покрывать ею церкви каждые три года. Нарушение каралось штрафом. Иногда на дверях ставкирок дёгтем рисовали кресты, вероятно, желая защититься от злых сил, что доказывает исключительную роль церкви в жизни средневекового норвежца.
Изучение архитектурной составляющей ставкирок является всё же более лёгкой задачей, несмотря на то что некоторые церкви состоят из более чем 2000 деталей. Ставкирка опирается на четыре лежня — горизонтальных деревянных бруса, лежащих на каменном основании. В углах они соединены внахлёст, образуя прямоугольник с восемью выступающими концами. Вокруг прямоугольника устанавливают вертикальные столбы, соединяя их друг с другом брусьями, часто дополняя их крестовинами. В раннее средневековье эти стойки (нюнорск «stav» — «стойка») зарывали прямо в землю, отчего они быстро сгнивали. Дополнительные столбы устанавливают в местах пересечения лежней, и пространство между ними обшивают. Крыша лежит на стенах. У некоторых ставкирок характерной чертой является высокая мачта посредине для поддержки остроконечной крыши и подкоса стен (отсюда название «мачтовые церкви»). Деревянные врата обычно украшены орнаментом в виде замысловатой резьбы, причём характерно, что основным мотивом орнамента является ленточное плетение — излюбленный мотив в скандинавском искусстве ещё докатолических времён.
Существует несколько систем классификации ставкирок. В рамках наиболее обобщённой системы ставкирки делятся на четыре типа:
Простые церкви: ставкирки с четырьмя угловыми опорами и двускатной крышей. Пример: Ставкирка из Хальтдалена
Церкви базиликального типа: ярусные ставкирки, которые помимо покоящейся на четырёх опорах двускатной крышей также имеют обход-галерею, что придаёт им некоторе сходство с базиликой. Пример: Ставкирка в Урнесе
Церкви с центральной опорой: ставкирки, которые помимо угловых опор имеют также имеют дополнительную центральную опору. Примеры: Ставкирка в Норе и Ставкирка в Увдале
Церкви области Мёре: ставрикрки этого региона отличаются сильной протяжённостью по оси запад-восток. Для этого в продольных стенах этих церквей устанавливаются дополнительные опоры. Пример: Ставкирка в Квернесе
В то же время с архитектурно-конструктивной точки зреня можно выделить лишь два основных типа ставкирок:
Простые церкви с прямоугольным основанием и двускатной крышей. К этому типу относятся простые церкви и церкви с центральной опорой из предыдущей классификации
Церкви с повышенным центральным залом (норв. Stavkirker med hevet midtrom): ярусные церкви, соответствуют базиликальным церквям предыдущей классификации
Оосбняком стоят церкви области Мёре, которые отличаются и от простых церквей, и от церквей с повышенным центральным залом техникой строительства.
Несмотря на свою уникальность, ставкирки долгое время находились под угрозой полного уничтожения. Лишь в XIX веке, в связи с поднимающейся волной национализма в Европе, норвежское общество заинтересовалось историей национального искусства и архитектуры.

Exit mobile version