Архітектор у Києві Олег Прокопенко

Платная дорога — автомобильная дорога

Платная дорога — автомобильная дорога, за проезд по которой с водителей взимается определённая плата. Данная форма оплаты вводится с целью покрытия расходов на строительство и содержание дороги. Часто платными являются скоростные дороги, мосты и туннели.
Платные дороги в том или ином виде существовали с давних времен. Пошлина взималась с путешественников, следовавших как на повозке или верхом,так и пешим образом. Платные магистрали получили свое развитие с появлением автомобилей, и в наши дни тарифы распространяются исключительно на автомобильный транспорт. Размер платы за проезд варьируется в зависимости от класса транспортного средства, его веса или количества колесных осей; тарифы для крупногабаритного и большегрузного транспорта, как правило, выше, чем  для легковых автомобилей.  
Оплата проезда производится на пунктах взимания платы (ПВП)около операторских кабинок. Некоторые ПВП работают без оператора, и пользователю дороги следует опустить необходимую сумму в монетоприемник, настроенный в соответствии с тарифами и функционирующий в комплексе с электронными средствами фиксации и определения класса автомобиля. С целью сокращения стоимости проезда и времени прохождения через ПВП многие пункты оплаты сегодня оснащены автоматическими системами, считывающими необходимую информацию с транспондеров, электронных устройств пользователей. Операторские кабинки продолжают работать для пользователей, не имеющих транспондера. Счет пользователя должен быть пополненным  либо иметь постоянную привязку к банковской карте владельца. Некоторые платные автомагистрали оснащены системами фотофиксации водителей и номерных знаков транспортных средств для случаев неоплаты проезда – в течение короткого времени неплательщики получают квитанцию по почте.   
Одно из нареканий в отношении платных дорог касается задержек на ПВП и переплата  за услуги кассиров-операторов. Автоматические системы платности позволяют решить оба вопроса.
Наряду с дорогами существуют платные мосты и тоннели, на проезд по которым государство устанавливает определенные тарифы с той же целью –погашение долгосрочного кредита, полученного на дорогостоящее строительство и эксплуатацию данных объектов. В некоторых случаях средства, полученные в ходе эксплуатации дороги, направляются на строительство новых объектов. Также средства, полученные за счет платности, идут в бюджет местного правительства и их целевое использование не связано с развитием транспортной инфраструктуры. Использование такого рода схем строго лимитировано или запрещено основным законодательством государства. В определенных городских районах с повышенным уровнем трафика платность может служить инструментом управления дорожно-транспортной ситуацией и ее воздействия на окружающую среду.
Существуют три системы платных дорог: открытая (со сборочными пунктами, перекрывающими основное движение), закрытая (сбор средств при въезде/выезде) и электронная система сборов (отсутствие пунктов сбора средств; электронный сбор на въезде/выезде и стратегических участках основной дороги).
В открытой системе весь поток транспорта проходит через специальные места сбора средств для уплаты пошлины. Хотя такой вариант может сэкономить деньги из-за отсутствия необходимости строительства пунктов сбора пошлины на каждом съезде с дороги, он может вызвать заторы, а водители, в свою очередь, могут уклониться от уплаты пошлины, съезжая и вновь заезжая на дорогу.
В закрытой системе автомобилисты покупают билеты при въезде на дорогу. В некоторых случаях билет показывает сумму к оплате. При выезде с дороги водитель обязан заплатить указанную сумму. Обычно, если билет был утерян, водителю приходится платить максимальную сумму. На коротких платных дорогах промежуточных въездов и выездов может быть только один пункт оплаты в одном конце. Автомобилисты, движущиеся в любом направлении, платят фиксированную сумму на въезде или на выезде.
Один из вариантов закрытой системы предполагает установку пунктов сбора средств на обоих концах дороги. В этом случае автомобилист платит фиксированную сумму при въезде, а также дополнительно оплачивает счет при выезде с платной дороги; билет не нужен.
Электронная система требует установки в автомобиль специального компактного транспондера, который крепится к лобовому стеклу и содержит информацию о счете автовладельца. Современное оборудование электронных систем оплаты позволяет обмениваться данными с транспондером на полной скорости. Таким образом, оплата производится без необходимости останавливать автомобиль.
Современные платные дороги часто используют комбинацию всех трех перечисленных типов сбора. Множество въездных/выездных сборочных пунктов на протяжении пути время от времени дополняются системами сборов по ходу основного движения.
Некоторые платные дороги берут плату только в одном направлении. Например, в Великобритании в месте, где M4 пересекает реку Северн по любому из двух мостов (Севернский и Второй Севернский). По этим мостам движение бесплатное из Уэльса в Англию, но на обратном пути требуется заплатить. Это оправдано только в случаях, когда бесплатный объезд слишком длинный — в этом случае около 40 миль.
Платежи могут производиться наличными, кредитной картой, посредством предоплаченной карты или электронной системы оплаты. В некоторых европейских странах оплата осуществляется с помощью наклеек, которые крепятся на лобовое стекло. Пункты сбора оплаты могут быть автоматизированы. Плата может зависеть от расстояния и типа транспортного средства.

Exit mobile version