Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Мэйл-арт

Мэйл-арт (англ. mail art) — вид современного изобразительного искусства, применяющий почтовые марки и другие почтовые материалы как изобразительные средства.
Под понятием мэйл-арт обычно подразумевается искусство арт-коммуникации при помощи почты, интернета, мобильной связи и прямого личного общения. Первоначально для этой цели применяли обычную почту, что послужило толчком для развития snail mail art (от англ. snail mail — «улиточная почта») и всего описываемого направления.
Появившись вследствие потребности к общению на расстоянии, мэйл-арт стал признаваться отдельным направлением в искусстве с конца 1950-х годов. В 1962 году Рей Джонсон (Ray Johnson; 1927—1995) основал Нью-Йоркскую школу корреспонденции (New York Correspondance School, сокращённо NYCS). Вместе со своим другом Диком Хиггинсом (Dick Higgins) Джонсон обратился к использованию почтовых конвертов для самовыражения, что восходит к ранним попыткам Маринетти и представителей дадаизма и сюрреализма и экстравагантным работам некоторых художников 1950-х годов, например, Эда Рейнхарда и Ива Кляйна.
В 1964 году направление мэйл-арта переросло в международное движение, благодаря усилиям группы художников Флуксус, в которую входили Бен Вотье (Ben Vautier), Джордж Мациюнас, Йоко Оно, Джордж Брехт и др. На протяжении 1960-х годов Флуксус совместно с NYCS развивали это независимое направление в искусстве, превратив его в «сеть» общения средствами авангардизма.
Наиболее распространенный объект мэйл-арта — обычный конверт, превращаемый в произведение искусства вне контекста собственно письма. При этом конверт может украшаться рисунком обычной техники или в виде коллажа, с помощью авторского штемпеля или добавлением наклеек, именуемых «марками». При прохождении через почту произведение мэйл-арта нередко дополняется ещё одним важным элементом — почтовым штемпелем, и таким образом почта становится невольной участницей творческого процесса. Особенность жанра заключается в том, что дополнительные расходы на создание произведений мэйл-арта не превышают затраты на почтовые услуги, а сама демонстрация искусства ограничивается малым пространством обычного конверта.
В мэйл-арте интерес также представляет повторное использование старых конвертов, что может вызывать иллюзию получения почты от незнакомца или из другой страны. Внутри конвертов могут вкладываться картины, самиздатовские книги, тексты и т. д. для акцентирования экспериментального характера работ и творческого поиска в мэйл-арте.

Exit mobile version