Архітектор у Києві Олег Прокопенко

Курумы (культовые сооружения)

Курумы (древне-тюркское gorum) — «груда камней», — культовое сооружение в некоторых районах Центральной Азии; искусственная пирамида, сложенная из камней вручную людьми, у которой обычно совершаются религиозные обряды; термин, который определяет такое сооружение.
«Курум» в значении культового антропогенного захоронения имеет узкую географическую локализацию. По современным данным термин «курум» как могильное захоронение употребляется в Ферганской долине и прилегающих районах, и, видимо, существует лишь в таджикском и узбекском языках. В других областях Азии термин «курум» обозначает нерасчлененную дневную поверхность, сложенную крупнообломочным каменным материалом.
Курумом может быть могила, где захоронены останки человека или \”пустое\” культовое сооружение. У курума в Центральной Азии есть несколько функциональных особенностей. В районах Азии, где распространен земной покров с большим количеством свободно лежащих камей природного происхождения, существует обычай убирать вручную с тропы или дороги камни и, иногда складывать их в кучи пирамидальной формы.
Иногда курум складывают над останками умершего или погибшего человека.
Существует легенда, что когда Тамерлан отправлялся в трудный и опасный военный поход, он приказал каждому воину, проходя мимо шатра владыки, оставить один камень. В течение трех дней был сложен гигантский курум, число камней в котором точно соответствовало числу воинов, которые отправлялись в поход. По окончании похода, возвращаясь домой, оставшиеся в живых воины забирали из курума по одному камню. Таким образом Тамерлан определил, сколько воинов его армии не вернулось на родину после жестоких битв.
Пирамида из камней складывалась над останками умершего или погибшего человека, чтобы они не были съедены животными; тогда курум становился могилой, отмеченной на местности. Обычно он получал имя собственное. У курума могли совершаться религиозные обряды и, таким образом могила-курум становилась культовым сооружением, которое включалось в культурную, этическую и историческую сферу человека.
Курум-пирамида мог быть сложен в произвольно выбранном месте. Но чаще курум складывали со вполне определенной целью: отметить на местности перевал, поворот тропы или дороги, отметить разветвление путей, указать место брода или переправы через ручей или реку и другое.
Курумы — постепенно увеличивались в объемах и высоте и становились, таким образом, весьма заметным антропогеновым элементом ландшафта. Курум начинал выполнять несколько чрезвычайно важных функций:
утилитарно-культурная функция: напоминание о том, что каждый проходящий должен сделать доброе дело — убрать с тропы или дороги камень
этическое значение: человек не одинок, вот курум, сложенный людьми; — отожествление путника с миром людей, что дает ему в пути надежду и укрепляет его дух; — это напоминание о бренности мира, когда человека, положившего камень в курум уже нет; — но и я, положивший в курум \”свой\” камень, оставлю память о себе
зафиксированная на местности точка, от которой можно уверенно вести отсчет пути во временных интервалах или в национальной системе измерения; например в чакрымах
хорошо видимый на местности объект, который служит для ориентирования вообще и в ненастную погода или в условиях плохой видимости
дорожный знак, у которого необходимо остановиться и дать отдых себе и вьючным и оседланным животным: ишакам, лошадям, верблюдам и другим; фиксированная в устной традиции точка, которую можно уверенно указать в передаче информации другому человеку о пути, по которому ему предстоит пройти.

Exit mobile version