Прокатные цехи располагают последовательно, по ходу технологического процесса, т. е. за отделением раздевания слитков сталеплавильного цеха (на расстоянии ие более 500 и), что обеспечивает передачу горячих слитков на колодцы блюминга и слябинга. Чистовые прокатные станы размещают параллельными группами за обжимными станами. Ремонтные цехи располагают как можно ближе к основным цехам. Энергетические и силовые цехи сооружают в районе-\’ прокатных цехов, являющихся потребителями до 50% всей электроэнергии на заводе.
Эффективная работа всех звеньев и агрегатов предприятия в значительной мере зависит от степени компактности решения генерального плана. Для современных металлургических предприятий плотность застройки обычно принимают 28.. 35%. Такие показатели плотности застройки свидетельствуют об экономном использовании территории, минимальной протяженности транспортных путей и инженерных сетей без ущерба для нормальной деятельности предприятия и без удорожания его эксплуатации. Схему генерального плана предприятия выбирают на основании анализа технико-экономических показателей нескольких проектных вариантов с учетом показателей действующих заводов. В практике при проектировании предприятий черной металлургии применяют линейные и компактные схемы генеральных планов. Выбор решения зависит от взаимного расположения доменных, сталеплавильных и прокатных производств. На выбор схемы влияют также архитектурно-планировочные и композиционные требования.
Внешний транспорт (рельсовый, безрельсовый и водный) служит для связи предприятии с сырьевой базой, объектами производства деталей (при кооперированном производстве), отправки готовой продукции к местам потребления и вывоза отходов производства. Обычно он располагается за пределами территории предприятии. Элементами внешнего железнодорожного транспорта являются станция примыкания, объездной путь и сортировочная станция промышленного района, которую, как правило, располагают за пределами территории завода
Пути внутризаводского транспорта располагают на территории предприятия. Внутризаводской транспорт планируют на основе расчета мощности грузооборота и характера перемещаемых грузов Железнодорожный транспорт допустимо предусматривать при общем грузообороте предприятий, как правило, ие менее 10 условных вагонов в сутки, а также при перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Помимо железнодорожного и автомобильного дли внутризаводских перемещений грузов целесообразно предусматривать непрерывный транспорт (конвейерный, гидравлический).
К подвижному составу железнодорожного транспорта промышленных предприятий относят вагоны, тепловозы и электровозы обычных типов, применяемые на магистральных железных дорогах, а также специальных типов, что позволяет применять железнодорожные пути с радиусами кривизны значительно меньшими, чем требуется для обычного подвижного состава.
Исследования, проведенные в ЦНИИ-промзданий, показывают, что применение железнодорожного транспорта на промышленных предприятиям существенно усложняет планировочное решение генерального плана, требует выделения значительных территорий и устройства сложных инженерных сооружений на их пересечениях ( 2.24, а). Обычно внутризаводские железнодорожные пути занимают до 10% общей территории предприятия, а при устройстве заводских сортировочных станций и вееров железнодорожных путей—значительно большую территорию, поэтому в последнее время (например, на предприятиях черной металлургии) все большее распространение получает автомобильный, конвейерный и трубопроводный транспорт.
Перевод внутризаводских перевозок на указанные безрельсовые виды транспорта дал возможность решить генеральный план более компактно (рис 2.24, б): существенно сократить территорию, уменьшить протяженность дорог, значительно сократить капитальные затраты по транспорту. Таким образом, основным видом безрельсового транспорта многих промышленных предприятий является автомобильный. В этом случае на территории предприятий планируют сеть автомобильных дорог, называемых проездами.
При проектировании генерального плана число и размеры улиц и проездов, а также их назначение определяют после установления числа панелей, зон и транспортных связей в соответствии с требованиями технологического процесса. Необходимо знать назначение и требуемое число инженерных сетей, так как это влияет на размер ширины улицы. Улицы (магистрали) на территории промышленного предприятия подразделяют на основные и второстепенные. Главной магистралью называют обычно транспортную артерию, начинающуюся от главного входа завода и предназначающуюся для движения основной массы трудящихся к местам работы. На территории средних по размерам предприятий часто прокладывают одну главную магистраль, которая является композиционной осью промышленной площадки и одновременно делит заводскую территорию на две примерно равные части; возможны и другие варианты расположения заводских магистралей.
Автомобильные дороги промышленных предприятий могут быть подъездными, соединяющими предприятия с дорогами общей сети, и внутренними, расположенными на территории предприятий. Основные технические показатели автомобильных дорог должны удовлетворять требованиям а и ГОСТа.
Автомобильные дороги на территории предприятий проектируют по тупиковой, кольцевой и смешанной схемам. При выборе тупиковой схемы дорог для разворота автомобилей в конце тупика предусматривают петлевые объезды или площадки размером не менее 12×12 м, причем размер следует принимать в соответствии с технической характеристикой принятых средств транспорта. Для выбора смешанной схемы дорог надлежит предусматривать хотя бы одно кольцо, охватывающее основную часть застроенной территории.
В процессе определения и изучения объема перевозок и характера перевозимых грузов выбирают наиболее целесообразный вид транспорта для освоения того или иного грузопотока.
Направление движения грузов между цехами и складами. Количество перевозимых грузов указывают на каждой пинии цифрами. а направление грузов—стрелками. Принятая схема должна исключать встречные перевозки одних и тех же грузов, должны быть максимально сокращены пути движения грузов.
Технико-экономические показатели генеральных планов. Качество проекта генерального плана промышленного предприятия характеризуют его технико-экономические показатели, которые включают следующие данные: площадь территории, га; площадь застройки, га; плотность застройки, %; площадь, занятую озеленением, га; площадь железнодорожных путей и безрельсовых дорог, га, и их протяженность, км; протяженность подземным и надземных инженерных сетей, км; протяженность ограждения, км; типы мостовых и их плошали, га.
