Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Антефикс или Антефикса — название вертикальной плиты или плитки из керамики

Антефикс или Антефикса  — название вертикальной плиты или плитки из керамики (дерева, мрамора, гранита или другого камня), прикреплённой на нижней точке кровли (у карниза) в качестве естественной преграды для облегчения отвода стока воды. В более позднее время в древнегреческой и римской архитектуре антефикса приобрела, кроме утилитарного, самостоятельное декоративное и даже, иногда, скульптурное значение.
Слово антефикс (дословно: привязанный или прикреплённый к передней стороне) происходит от двух латинских слов: ánte — впереди и fixére — прикреплять, привязывать, фиксировать. В настоящее время в языке ударение и даже род слова анте́фикс, антефи́кс (а также антефи́кса или атефи́кса) колеблется, как это нередко встречается у редко употребляемых, недавно заимствованных или узкоспециальных слов, род которых трудно определяется по звучанию.
Первоначально антефикса представляла собой вертикально поставленную плоскую черепицу (деревянную дощечку или даже лист пальмы, завершающую в нижней точке каждый ряд черепитчатого покрытия крыши и преграждавшую путь потоку воды. По всей видимости, основной задачей этой приспособления было предохранить кромку деревянной кровли от регулярного воздействия дождевой воды. Но кроме того, вертикально поставленная в нижней точке кровли керамическая плитка выступала над уровнем фасада и крыши, её можно было наблюдать снизу или со стороны, находясь на улице или у основания здания. Пожалуй, именно это обстоятельство и привело к постепенному превращению антефиксы в декоративный элемент храмов и богатых зданий.
Подробные и богато украшенные антефиксы можно встретить практически во всех древних цивилизациях (от этрусков и до европейского средневековья). Самые интересные с эстетической точки зрения среди древнейших антефиксов были обнаружены при раскопках этруских городов Вейи и Пирги. Выполненные из расписной керамики, они датированы примерно концом VI века до нашей эры.
Естественным образом по степени художественной проработки и сложности (а также по трудовым и финансовым затратам) резные или рельефные антефиксы сильно различались. В храмах, знатных домах и важных административных сооружениях фасадная (передняя) сторона плитки богато украшалась резьбой, росписью или орнаментом. Наиболее распространённые антефиксы этого периода выполнены в форме пальметты, стилизованного щита с орнаментом, человеческой головы или изображения фантастического животного. В более скромных сооружениях керамика декорировалась цифрами или иными простыми знаками, что было особенно характерно, к примеру, для римской архитектуры.
Примерно то же самое можно сказать и о материале, из которого выполнялись антефиксы. Самые дешёвые (глиняные или деревянные) антефиксы производились вместе с черепицей или дранкой и устанавливались одновременно с настилом кровли. Самые дорогие — мраморные, гранитные или металлические (с резьбой, росписью или рельефом) — производились в специальных художественных мастерских. Фигурные керамические антефиксы, которые производились не обычным формованием, а ручной лепкой, назывались простипами.

Exit mobile version