Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Кенасса — молитвенный дом караимов в Восточной Европе.

Кенасса — молитвенный дом караимов в Восточной Европе.
Термин «кенасса» происходит от древнееврейского глагола «канос», что подтверждается в книге «Ган-эден» известного караимского богослова XIV в. рабби Агарона Второго Никомодио (1300—1369). Этим же словом (кенеса́) персидские евреи называют синагогу.
По планировке и обстановке кенасы аналогичны раввинистским синагогам. Все караимские кенассы имеют ориентацию алтарной части в сторону Иерусалима (для восточно-европейских кенасс на юг).
Азар — преддверие или коридор (в северной части здания), где собираются старики перед молитвой.
Внутреннее пространство храма зрительно разделено на три части:
мошав-зекеним (то есть сидения для старцев) — часть самой кенассы, где под низким потолком находятся деревянные скамейки, на которых во время молитвы сидят старики и прихожане, находящиеся в трауре; над этим местом возвшается второй ярус для женщин, которые смотрят на совершаемое богослужение сквозь решётчатые окна в виде довольно редких сеток, оставаясь невидимыми для мужчин;
шулхан — центральная, самая большая часть храма, предназначенная для мужчин более молодого возраста и мальчиков, где они стоя молятся;
гехал (алтарь) — возвышенное место (в южной части здания), где газзан (священнослужитель) совершает богослужение перед так называемым «арон гаккодеш»  (священный ковчег, хранилище свитков Торы).
Ранее весь пол центральной части кенассы был устлан коврами, потому что значительная часть богослужения, по установленным древними караимскими учеными правилам, совершается на коленях. Ныне, однако, центральная часть обставляется скамьями.
В каждой кенассе должно быть два газзана, старший и младший, и по одному шамашу (служке); все эти должности выборные.

Exit mobile version