Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Стиль Тюдоров

Стиль Тюдоров
Стиль поздней английской готики, эпохи правления английской королевской династии Тюдоров в 1485—1604гг.
Особенности стиля сочетают в себе одновременно черты Готики, фламандского и итальянского Ренессанса. Мастера эпохи оставили средневековую готическую форму, тогда как принадлежность к Ренессансу проявлялась в этих произведениях в декоре.
В XVI веке происходит окончательный переход к светскому строительству. Это объясняется отделением англиканской церкви в самостоятельную независимую ветвь христианства. Монастыри были закрыты или распущены, церкви переданы приходам, а земли получило мелкое дворянство. Образцом поздней английской готики стала капелла короля Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, созданная в 1502-1512гг. В Италии это эпоха Высокого Возрождения, в Англии – поздняя Готика. Великобритания вступила в эпоху возрождения с опозданием, а идеи эпохи гуманизма имели ограниченный характер. Английские вельможи начинают приглашать итальянских мастеров в Англию. Но это не архитекторы, а декораторы. Они и создали декор в знатных домах (а не сами сооружения) во дворце Хэмптон-Корт (Мидлсеск, 1515г.), Во дворце Нонсач (Суррей, с 1538г. Разрушен).
Английский тип сооружений (высокие крыши, несколько дымоходов, большие окна и большие эркеры на фасадах) оказался достаточно консервативным и не поддался влиянию ордерной архитектуре итальянцев. Дело нововведений значительно ухудшило изгнание католиков во второй половине XVI века. Вторичные черты ордерной архитектуры теперь заимствовали из протестантских Голландии и Германии. Лишь в сооружениях, где рискнули отойти от английских традиций, возникает что-то действительно целостное – Лонглит Хаус (Уилтшир, 1567-1575гг.), симметричный план дворца Уоллатон-холл (Ноттингемшир, 1580-1588гг.), дворец Монтегю-хаус (Сомерсетшир, 1580-1599гг.). Но это скорее модные исключения.
Поэтому преимущественное значение приобрело строительство жилья. В нем произошли важные изменения – популярной конструкцией стал фахверк, когда деревянная только конструкция, а промежутки заполнены камнями, кирпичом, плетением из ветвей, замазанный глиной. Фахверковые постройки преобладали в застройке Юга и Северо-Запада Англии. Их научились штукатурить и белить. Фахверк позволял сэкономить место на, и так уже перенаселенных, узеньких улочках. В основном же расцвет строительства пришелся на усадебные и загородные дома.
Так возникает коттедж, дом для одной семьи, компактная, относительно дешевая, отделена от других. Типы – разнообразные даже при крышами и крытые соломой, плитками шифера, сланца, гонтом, черепицей. Планировка поселков хаотическое, отдельное из-за возможностей пожаров. Существовал даже соответствующий закон, запрещающий плотную сельскую застройку.
В эпоху реформации и гонений на протестантов на континенте в Великобританию прибыла очередная волна эмигрантов из Нидерландов. Эмигранты возродили строительство из красного кирпича. Распространилось использование каминов с дымоходами. Отсюда выплывает ещё одна особенность стиля Тюдоров – кирпичная кладка дымоходов с уникальным рисунком и формой. Английский тип жилья дополнен и превратился в компактное двухэтажное помещение. Первый этаж занимали кладовые, кухня, вестибюли, холл, лестница на верх. Жилищным был второй этаж. Позже этот тип жилья распространился и в городах. Характерная деталь помещений – галерея для прогулок. Так, усадебный дом Томаса Лейка 16 века имел две галереи – закрытую и открытую на втором этаже. Но это имение семьи с благосостоянием.

Exit mobile version