Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Дзиндзя — синтоистская кумирня или святилище, вместе с территорией вокруг.

Дзиндзя — синтоистская кумирня или святилище, вместе с территорией вокруг. Чаще под «дзиндзя» понимают только само святилище. Подобное святилище делится на две части. Первая представляет собой закрытый от публики хондэн, в котором хранится местный синтай. Вторая часть называемая хайдэн предназначена для молений. Посетители дзиндзя заходят в хайдэн, проходят к алтарю, бросают в ящик перед ним монетку, кланяются, хлопают в ладоши и уходят. Можно также произнести молитву, но это не является чем-то обязательным. Один или два раза в году проводятся праздники в честь местного божества. В это время местные священники выглядят весьма парадно. В остальное время они уделяют храму и ками немного времени, сливаясь с простыми людьми и занимаясь будничными делами. Считается что примерное число синтоистских святилищ — около ста тысяч. Точное число их число варьируется в зависимости от того, учитывать ли при подсчёте такие дзиндзя, как крохотный храмик на крестьянском подворье. Однако даже приблизительные цифры позволяют судить о масштабах почитания ками в Японии.
Выше всех по рангу стоят святилища дзингу. К ним относятся святилища, почитающие ками-предков императорской семьи. Далее идут «великие святилища» тайся. Изначально таковое было ровно одно — святилище Идзумо, главным божеством которого был Сусаноо. Однако, как только был отменён государственный контроль над религией, тот же статус присвоили себе ещё 65 святилищ и позднее их число возросло. Ещё ниже по статусу идут святилища, чьё название заканчивается на «гу» («дворец», «палаты»). В основном это святилища в честь членов императорской семьи и других выдающихся деятелей. Идущие рангом ниже простые святилища именуются просто дзиндзя. Совсем же маленькие святилища именуются хокора.
В прошлом значительная часть святилищ финансировалась государством и с седьмого века подобные государственные святилища стали называть «канся». В районе девятого века была произведена первая попытка как-то систематизировать святилища. С этой целью среди них было выделено 16 элитных. В XII веке число элитных святилищ поднялось до 22 и с тех пор оставалось неизменным. Критерием отбора святилищ выступала полезность соответствующих ками для императора. Так например, в XI веке в число элитных святилищ было включено святилище Сугавары но Митидзанэ, чей дух, как считалось, принялся мстить императорскому двору. 22 элитных святилища, в свою очередь делились на три класса:
К «высшим семи» были отнесены святилища Исэ, Ивасимидзу, Камо, Мацуноо, Хирано, Инари и Касуга.
К «средним семи» были отнесены Оохарано Оомива, Исоноками, Ооямато, Хиросэ, Тацута и Сумиёси.
Наконец, к «низшим восьми» были отнесены Хиэ, Умэномия, Ёсида, Хирота, Гион, Китано и Кифунэ.
Все 22 святилища финансировались непосредственно императорским двором, пропорционально своему статусу. Иерархия и распределение финансирования прочих святилищ отошло местным властям. Среди этих святилищ выделялись святилище «ити-но мия» где почиталось главное божество соответствующей местности и святилище «содзя» в котором почитались все местные ками разом. Однако, в XII веке власть перешла в руки сёгунов и система государственной поддержки святилищ пришла в упадок. В XIX веке система государственной поддержки святилищ была восстановлена, вместе с возрождением императорской системы управления. Святилища были разделены на святилища государственного и провинциального почитания. И в той, и в другой группе были выделены большие, средние и малые святилища. С целью упрощения и рационализации, значительное число мелких святилищ было принудительно присоединено к более крупным. С другой стороны, государство стало выплачивать священникам зарплату.
В 1945 году Япония официально стала светским государством и государственная поддержка святилищ была прекращена. В связи с этим большинство из них объединились од эгидой главного управления синтоистских святилищ — Дзиндзя хонтё. До 1945 года званием великого святилища («тайся») обладало лишь святилище Идзумо, главным божеством которого был Сусаноо. Однако, в 1945 году, воспользовавшись исчезновением государственного контроля, тот же титул присвоили себе еще 65 святилищ. Позднее тот же титул получили еще несколько дюжин дзиндзя.
В прошлом таинственные, необычные и поражающие своей красотой места считались местом обитания ками. Они становились местами для молитв. Благодаря этому большая часть старейших синтоистских святилищ расположены в очень красивых местах. Предполагалось, что ками не находится в месте для молений постоянно, но может сойти туда, если сочтёт нужным выслушать просьбы людей. Так как ками бестелесны, для контакта с людьми они нуждаются в предмете, который станет их физическим воплощением. Подобные предметы именуются синтай. Первоначально в роли синтай служили такие приметные объекты, как старые деревья сакаки и скалы «ивакура». Подобные синтай сохранились до сих пор, хотя в более современных святилищах в качестве синтай используется предмет, сокрытый от посторонних глаз. Со временем у места схождения ками стали появляться конкретные границы. Данные границы могут обозначаться высаженными по периметру деревьями, называемыми химороги. Также границы могут выкладываться камнем. В таком случае они называются ивасака. Оба слова могут выступать также и синонимом святилища как такового. Вместе с границами появились и проходы в них, обозначаемые с помощью тории.
Позднее в качестве синтай стали использоваться и вкопанные в землю столбы михасира. Такую практику можно и ныне увидеть в святилище Идзава, где в качестве синтвй используется стоящий посреди полей столб. После этого на месте поклонения ками стали появляться и постоянные постройки. Считается, что в древнейшем святилище Исэ они появились в седьмом веке. Если в роли синтай выступали целые горы или скалы, подобное помещение строилось рядом с телом ками. Если же телом служил столб, он укорачивался, так чтобы поместиться внутрь строения, или становился его опорой. Вместе с этим изменился смысл слова «сакаки» — теперь так стали называть деревья храмовой рощи. Однако, ветви сакаки по прежнему могут быть использованы и как синтай. После того как в Японию проник буддизм, наличие строений посвященных ками стало нормой. Также архитектура буддийских храмов, оказала влияние на внешний вид святилищ японских.
Вместе с появлением исполняющих роль храма строений, среди синтай стало расти число рукотворных объектов. Укрепление императорской власти и расширение влияния культа Аматэрасу привело к тому, что популярными синтай стали зеркала. С XVII века зеркала стали использоваться даже в тех храмах, где уже был собственный синтай. В этом случае зеркало вешалось перед помещением с телом бога, как внешний символ святости. С конца XIX века оно уже стало таким же символом синтоизма, как и крест для христианства. Также получили популярность другие два символа императорской семьи — меч и яшмовые бусы.
В состав дзиндзя входят различные сооружения, в частности хондэн (основной дворец) и хайдэн (дворец ритуалов). Хондэн — строение, в котором расположен го-синтай — «священное тело ками». Хондэн — запретная территория, а хайдэн доступен священнослужителям. Хондэн скрыт за хайдэном, значительно меньше и не украшен.
Ворота тории — священные ворота для входа в святилище, тёдзуя (буквально место воды для рук), через которые проходят для очищения рук и рта, и сямусё для собственно кумирни.
Во время периода Нара и в раннем периоде Мэйдзи нередко на территории дзиндзя или непосредственно рядом помещался буддийский храм. Когда такой храм находится внутри, он называется дзингудзи. После того, как был принят закон о разделении буддийских и синтоистских святилищ (в период Мэйдзи) буддийские храмы стали формально отделёнными, но во время праздников (мацури) и специальных событий дзиндзя и буддийский храм продолжают участвовать в совместных церемониях.
Сооружения на территории дзиндзя:
кагурадэн
кэндзоку
кома-ину
майдэн
ромон
сэсся
суэся
тамагаки
торо

Exit mobile version