Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Синдэн-дзукури — стиль жилищных сооружений японских столичных аристократов X—XII веков периода Хэйан

Синдэн-дзукури — стиль жилищных сооружений японских столичных аристократов X—XII веков периода Хэйан. Его особенностью является симметричное расположение главных строений аристократического поместья и отсутствие пространства между строениями. Использовался при строительстве резиденций правителей в Киото, буддийских храмов и синтоистских монастырей.
Столичная резиденция японского аристократа строилась на широкой площади размером 1 тё (120м х 120м). В плане она напоминала русские буквы «Н» или «П».
Главным строением резиденции был прямоугольный в плане «спальный дворец», который строился посредине и располагался горизонтально с запада на восток. По сторонам от него строились равноудалённые комплексы дополнительных сооружений, которые назывались «противоположные хоромам». Обычно они располагались под прямым углом к «спальному дворцу», с севера на юг, и соединялись с ним крытыми «однопросветными галереями» и «двухпросветными галереями» без стен. В центральной части галереи, которая связывала «противоположные хоромы», на западе возводились входные ворота, а сама галерея называлась «галереей ворот». От неё на юг шёл коридор до «павильона рыбалки». Таким образом, все строения располагались так, что в южной части резиденции образовывался внутренний двор. В нём проходили различные церемонии, приём слуг и т. д. На юге этого двора был японский сад с искусственным прудом и островами, которые соединялись небольшими мостиками. Вся резиденция окружалась глиняным забором. Вход в неё располагался на западе и востоке.
Главным помещением «спального дворца» и «противоположных хоромов» была центральная большая «материнская комната», вокруг которой располагались внутренние и внешние нефы. Нефы не имели стен, но были окружены деревянными решётчатыми ставнями или плоскими навесными дверьми. Днём их открывали для проветривания помещения, благодаря чему центральная комната и нефы образовывали единое пространство. Исключение составляла «комната-мазанка», которая была со всех сторон окружена глиняными стенами и имела двери. Их использовали как спальню или кладовую.
Мебель комнат «спального дворца» и «противоположных хоромов» составляли ширмы, бамбуковые завесы, переносные раздвижные двери стенки-завесы, переносные завесы, соломенные маты и подстилки, разнообразные ларчики, подставки и столики. Все вещи были невысокого и небольшого размера, поскольку жизнь в комнатах дворца проходила, в основном, сидя. Отсутствие большой и тяжёлой мебели давало возможность быстро приспосабливать жилое пространство для различных ситуаций.
Стиль синдэн-дзукури был заимствован самураями и на его основе возник стиль «усадьбы военного» букэ-дзукури.

Exit mobile version