Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Ретабло — испанский вариант алтарного образа.

Ретабло — испанский вариант алтарного образа.
Ретабло представляет собой сложную архитектурно-декоративную композицию, как правило, достигающую потолка. Оно включает архитектурное обрамление, фигурную и орнаментальную скульптуру, а также живописные изображения. Тип возник в середине XIV в. в средневековой Испании. Позже распространился и в странах Латинской Америки.
В более узком значении слово ретабло употребляется для обозначения испанской религиозной живописи периода средних веков и раннего Ренессанса, которая была частью этих сооружений.
В современной Латинской Америке ретабло нередко представляют собой выполненные самими прихожанами иллюстрации бытовых историй о том, как им помог тот или иной святой.
Ретабло — своего рода стенка с чётко выявленными гранями трёхсложной конструкции. Она образует прямоугольный каркас, чаще всего с тремя полями. Поля обозначаются вертикальными тягами. В центре помещается более крупное изображение (Мария с младенцем, святой, которому посвящён алтарь, главные евангельские сцены).
Боковые поля заняты вертикальными и горизонтальными композициями меньшего размера.
У подножия ретабло, образуя его основание, тянется узкая пределла, где размещались небольшие картины с фигурами святых, сценами их жития, иногда сюжетами Страстей Христовых.
Ретабло изготовлялись из следующих материалов — дерево, мрамор, алебастр, гипс. Они раскрашивались и покрывались позолотой.
Отличия от православного иконостаса
Иконостас ставится впереди алтаря, отделяя его от остального храма и молящихся, а ретабло, наоборот, устанавливается сразу позади него.
Скульптурные элементы в ретабло применяются шире, чем в православных иконостасах, где появляются только с XVIII века и обычно, за редкими исключениями, носят подчинённый или декоративный характер.
Исторически иконостас является развитием ряда икон, помещавшихся на балюстраде, отделявшей алтарь (превсвитерий) от остального пространства храма, ретабло же восходит к росписи алтарной апсиды.
Испанские художники, писавшие ретабло с середины XIV в., стояли у истоков возникновения испанской живописи периода Возрождения. В определённый период они работали в русле «интернациональной готики». Особенно примечательны каталонские мастера: братья Серра, Луис Борраса, Бернат Марторель, Хайме Уге (1415—1492), Жауме Басо (ок. 1410—1461, по прозвищу Жакомарт).

Exit mobile version