Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Неоренессанс — одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики XIX века

Неоренессанс — одна из наиболее распространённых форм архитектурной эклектики XIX века, воспроизводившая архитектурные решения времён Возрождения, в особенности итальянского Чинквеченто. Отличительные черты — тяга к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование таких архитектурных элементов, как рустика и пилястры.
Неоренессанс вполне сложился к моменту постройки по проекту Лео фон Кленце Лейхтенбергского дворца в Мюнхене (1816). Англичанин Чарльз Барри, известный в первую очередь как популяризатор неоготики, с 1820-х годов также охотно обращался к темам итальянского ренессанса (один из лучших образцов — загородный дворец в Клайвденe). Однако в целом даже в 1830-е годы неоренессансные постройки носили эпизодический характер.
Переосмысление архитектурного языка итальянского ренессанса как универсальной стилевой системы связано с деятельностью Готфрида Земпера. Его главное произведение, Дрезденская опера (1834—1841), проникнуто влиянием барокко гораздо в меньшей степени, чем опера Гарнье в Париже. Земперовский стиль получил значительное распространение в Австро-Венгрии. Так, в Вене и Будапеште в стилистике неоренессанса застроены целые кварталы. Чаще всего ему отдавали предпочтение при возведении музеев и библиотек.
Широкое поле деятельности нашлось для представителей нового стиля в архитектуре в области строительства железнодорожных вокзалов — железные дороги тогда являлись прогрессивным, революционным новшеством. В стиле «неоренессанс» были построены, к примеру, здания Штеттинского и Силезского вокзалов в Берлине, Центральный вокзал Амстердама и др.
Бозар
Особенно значительное распространение приобрёл неоренессанс в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве (в том числе в дизайне помещений и мебели) в 1870—1890 годах, когда его основным конкурентом в континентальной Европе выступало необарокко. Во Второй империи сформировался гибрид двух направлений — т. н. бозар. Это крайне эклектический подход, при котором формы полуготического французского ренессанса (воспроизведённые в ратуше на Гревской площади) свободно сочетаются с элементами барокко и палладианства. Неоренессансный декор, пропущенный через сито бозара, во второй половине XIX века повсеместно использовался при проектировании коммерческой недвижимости и помпезных общественных зданий, причём не только в Европе, но и в США.

Exit mobile version