Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Техническая эстетика — теоретическая основа дизайна

Техническая эстетика — теоретическая основа дизайна; научная дисциплина, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства.
Техническая эстетика изучает принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера).
Техническая методика у каждого индивидума имеет разные отличия, но несмотря на эти отличия в технической эстетике есть свои теоремы. Теоремы (о всей окружающий материи, чувств и т.п. – всего что способен воспринять наш мозг) являются основой для решения задач касающихся технической эстетики. Методик в технической эстетике нет.
Идеи технической эстетики зародились в середине XIX в., задолго до появления дизайна. Английский теоретик искусства Дж. Рёскин ввел (1857) понятие эстетически ценных продуктов производства. Он подчеркивал: поспешно создаваемое поспешно и погибает; дешевое в итоге оказывается самым дорогим; искусство бытовых вещей — основополагающее в иерархии искусств; машинное производство калечит изготавливаемую вещь, ее производителя и потребителя. Рёскин предложил ретроспективную утопию: вернуться от дешевого машинного производства недоброкачественных товаров к ремесленному ручному труду (См.: Рёскин. 1902). Эту идею поддержал английский исследователь У. Моррис, безуспешно пытавшийся создать современное мануфактурное производство.
Немецкий теоретик дизайна Г. Земпер в двухтомном труде «Стиль в технических и тектонических искусствах…» (1860-1863) разработал основы технической эстетики. По Земперу, форма вещи определяется:
1) ее функцией
2) материалом
3) технологией изготовления
4) идеологическими установками общества.
Немецкий инженер Ф. Рело в книге «О стиле в машиностроении» (1862) выступил за взаимодействие искусства и техники и за внедрение архитектурных стилей в машиностроение. Архитектор X. ван де Велде (начало ХХ в.) утверждал, что изделие должно сочетать техническую и художественную форму, целесообразность и логику, «практическую и разумную красоту». Теоретик искусства Г. Мутезиус высказался за «охудожествление» технических изделий, а директор концерна АЭГ П. Беренс — за художественную стандартизацию и стилистическое клиширование продукции. Архитектор В. Гропиус утверждал необходимость эстетического оформления, одухотворяющего производимую индустрией продукцию.
В Германии (в 1919 г.) был основан центр технической эстетики «Баухауз».

Exit mobile version