Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Аркада — ряд одинаковых по форме и размеру арок

Аркада — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.
Использование ряда арок увеличивает прочность конструкции, поэтому аркады используются для поддержки крыши или антаблемента и могут выдерживать большие нагрузки.
Аркады применялись при строительстве древних акведуков, позднее римляне использовали их при постройке больших стен (Колизей).
В средневековых английских соборах и монастырях встречались крытые аркады, представляющие собой крытый проход, ведущий от трансепта или нефа церкви к внутренним помещениям. Часто крытая аркада примыкала к монастырю с восточной стороны, закрывая проходы, расположенные в крестообразных церквях южнее трансепта. В Глостерширском соборе (1029 г.) крытая аркада располагается в западном конце нефа. Крытая аркада встречалась в больших христианских церквях XI века (Винчестерский и Даремский соборы).
Арка, прислонённая к стене и не имеющая сквозных пролётов, называется слепой или ложной. Ряд слепых арок образует аркатуру.
Аркатура — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах. Такой вариант решения аркатуры был присущ, в частности, храмовой архитектуре Владимиро-Суздальского княжества.
В качестве элемента раскреповки фасадов и стен внутренних помещений характерна также для каменного зодчества стран Древнего Востока, средневековой Европы, Малой Азии и других (на илл.).
Ордерная аркада — ряд арочных проемов в стене с применением архитектурного ордера. Ордер частично или полностью теряет свое конструктивное значение — антаблемент является частью стены и перестает быть перекрытием, лежащим на колоннах. Колонны теряют несущую функцию и превращаются в полуколонны (или пилястры). Ордерная аркада представляет собой тектоническое сочетание аркады на пилонах, на пролеты которой наложена ордерная колоннада.
Если здание состоит больше чем из одного этажа, в колоннаде применялся принцип ордерной суперпозиции.
Ордерная аркада является важной формой римской архитектуры, была распространена во времена Республики.
Является средством декоративного и масштабного оформления фасада.
Устройство открытых галерей и аркад обусловлено ещё и функционально – одновременно можно обеспечить доступ во все помещения на этаже и организовать защиту от палящего солнца.
Логическим продолжением идей ордерной аркады стала стоечно-арочная система, когда арки опираются на колонны. Возможны 2 варианта: арки опираются непосредственно на капитель или присутствуют отрезки антаблемента. В отличие от ордерной аркады колонны опять выполняют несущую функцию. Стоечно-арочная система больше была распространена во времена Империи, чем Республики.
Ордерная суперпози́ция (лат. super ponere — ставить наверх) — порядок ордерных колоннад в ярусах на фасаде здания. Представляет собой градацию по степени легкости.
Нижний ярус оформляется с применением самых тяжелых ордеров, тосканского или дорического, потом идут ионический, потом самый пышный и легкий коринфский или композитный. Для усиления впечатления в нижних этажах применялась рустика.
Сначала верхняя позиция отдавалась композитному ордеру, потом, после выхода в свет трактата Винченцо Скамоцци (Венеция, 1615), была отдана коринфскому.
В последовательности допускались пропуски, но перестановки строго возбранялись. Правила суперпозиции были выработаны уже в Древней Греции, также активно применялись в архитектуре Древнего Рима, потом и в архитектуре Возрождения и барокко, в XIX веке.

Exit mobile version