Особенности конструирования дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями
3.1. Конструкции дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями необходимо проектировать в соответствии с действующими нормативными документами (СНиП 2.05.02-85, ВСН 46-83, а также нормами проектирования и строительства автомобильных дорог в районах распространения влагомерзлых грунтов) с учетом положений настоящих \”Методических рекомендаций\” и технико-экономическим обоснованием.
3.2. При проектировании дорожной одежды необходимо стремиться к обеспечению максимальной устойчивости асфальтобетонного покрытия, чтобы предотвратить образование температурных трещин в холодный период года, используя рекомендуемые приемы ее рационального конструирования и выбирая оптимальные составы асфальтобетона.
При оптимизации составов асфальтобетона, наряду с улучшением низкотемпературных свойств, необходимо обеспечить его морозостойкость и сдвигоустойчивость в покрытии.
3.3. Чтобы повысить температурную трещиностойкость асфальтобетонных покрытий, рекомендуется проводить следующие конструктивные мероприятия, снижающие уровень температурных напряжений в покрытии:
применять вместо блочных неблочные основания из щебня, щебня с пропиткой, черного щебня, пористого и высокопористого асфальтобетона и т.п.;
уменьшать модуль упругости блочного основания;
увеличивать толщину покрытия;
уменьшать длину плит блочного основания;
устраивать между покрытием и блочным основанием трещино-прерывающую прослойку из высокодеформативных или зернистых материалов.
3.4. Толщину асфальтобетонных покрытий на неблочных основаниях назначают, руководствуясь табл. 2. Если основание устраивается из пористого, высокопористого асфальтобетона, эмульсионно-минеральных и других органоминеральных материалов, то толщину покрытия допускается уменьшать, но не более чем на 2/3 толщины основания.
3.5. Чтобы уменьшить опасность образования \”отраженных\” трещин в асфальтобетонных покрытиях, устроенных на блочных основаниях, необходимо рекомендуемую толщину покрытия (см. табл. 2) умножать на коэффициент, значения которого приведены в табл. 3.
3.6. При устройстве трещинопрерывающих слоев на блочных основаниях рекомендуемую толщину асфальтобетонных покрытий (см. табл. 2) умножают на коэффициент, представленный в табл. 4.
3.7. При устройстве щебеночных трещинопрерывающих слоев следует обеспечивать водоотвод с поверхности основания.
3.8. Если на существующем асфальтобетонном основании имеются трещины со средним шагом более 10 м, то лишь после восстановления его монолитности или укладки над трещинами прослойки из геотекстиля шириной 1,5-2,0 м и подгрунтовки ПБВ рекомендуется устраивать покрытие, толщина которого назначается в соответствии с табл. 2.
3.9. В районах с расчетной зимней температурой минус 40 °C и ниже при строительстве покрытий из асфальтобетонных смесей на вязких битумах марок БНД 60/90, БНД 90/130 и БНД 130/200 рекомендуется рассмотреть вариант устройства поперечных температурных швов. Температурные швы выполняют над швами или трещинами блочного основания по установленному технологическому регламенту.
3.10. При строительстве покрытий нежестких дорожных одежд на дорогах 4 и 3 категорий с преобладающим движением автомобилей группы Б рекомендуется, чтобы повысить трещиностойкость, применять черный щебень или высокопористый асфальтобетон с последующей двойной поверхностной обработкой.