Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Требования к отдельным элементам грузоподъемных средств и оснастки

 Требования к отдельным элементам грузоподъемных средств и оснастки
4.4.1. Канатные стропы, траверсы и бестросовые устройства
4.4.1.1. Используемые на монтаже канатные стропы, траверсы и бестросовые устройства должны соответствовать требованиям ГОСТ 25573-82 «Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия», ОСТ 36-73-82 «Канаты стальные такелажных средств. Методы расчета и правила эксплуатации», ОСТ 36-128-85 «Устройства и приспособления монтажные. Методы расчета и проектирования», «Правил Госгортехнадзора».
4.4.1.2. Коэффициент запаса при выборе канатных стропов, навешиваемых на грузоподъемные средства и закрепляемых к элементам оснастки, следует выбирать:
для всех видов стропов не менее 6 в соответствии с «Правилами Госгортехнадзора» за исключением витых и полотенчатых;
для витых и полотенчатых стропов – в соответствии с ОСТ 36-73-82.
4.4.1.3. Канатные стропы должны быть заблаговременно изготовлены и испытаны в соответствии с «Правилами Госгортехнадзора». Использование канатных стропов, не прошедших испытаний с 25%-ной перегрузкой на монтаже, не допускается. При изготовлении канатных полотенчатых стропов на монтаже допускается проведение их испытаний с требуемой перегрузкой совместно с оснасткой.
4.4.1.4. При использовании полотенчатых стропов (невитой конструкции) следует обеспечить равномерное натяжение всех ветвей канатов в стропе в процессе натяжения путем обстукивания, установки роликов, проворачивающихся обойм, втулок и т.д.
4.4.1.5. Полотенчатые стропы необходимо укладывать в один ряд и исключать перехлестывание ветвей каната.
4.4.1.6. Разъемные концевые соединения канатных стропов должны выполняться в соответствии с ОСТ 24090.51-80.
4.4.1.7. Применение стропов витой конструкции следует производить в исключительных случаях, когда невозможно использовать другие виды строповки. Витые стропы должны выполняться в соответствии с инструкцией по их изготовлению.
4.4.1.8. При сгибании канатом стропа элементов с острыми кромками во избежание перерезывания ветвей каната и недопустимых перегибов стропа необходимо применять инвентарные подкладки.
4.4.1.9. Конструкции бестроповых устройств должны обеспечивать поворот в плоскости подъема и отклонения грузовых полиспастов используемых средств из плоскости подъема аппарата:
на угол не менее 5° для грузоподъемных кранов;
на угол не менее 25° для такелажных средств.
4.4.1.10. В конструкциях бестроповых устройств следует предусматривать решения по дистанционной расстроповке грузоподъемных средств. При этом целесообразно осуществлять прикрепление бестроповых устройств к корпусу аппарата на осях или пальцах.
4.4.2. Полиспастные системы
4.4.2.1. Полиспастные системы могут выполняться из одно- и разнотипных блочных обоим в пределах их грузоподъемностей с соблюдением требований по их эксплуатации.
4.4.2.2. Схемы запасовки полиспастов и узлов крепления неподвижных ветвей должны исключать касание канатом и его концевым участком блочных обойм, а также не превышать допустимого угла схода каната с блоков в соответствии с требованиями «Правил Госгортехнадзора».
4.4.2.3. Во избежание возможного закручивания полиспастов (блочных обойм) при нагружении следует предусматривать установку на них специальных устройств или соответствующие решения по его предотвращению.
4.4.2.4. Не допускается укладывать полиспастные системы на землю. Укладку и перемещение блочных обойм при работе следует производить на специальных подкладках, санях и др., а движущихся канатов – по поверхностям, исключающим их загрязнение и повреждение.
4.4.2.5. Применение сдвоенных, отроенных и т.д. подлопастных систем должно выполняться с использованием уравнительных балансированных систем на основе конкретных решений ППР.
4.4.2.6. При использовании полиспастных систем необходимо предусматривать средства контроля за величинами действующих нагрузок и усилий в:
грузовых – прямой замер величины действующей нагрузки от поднимаемого аппарата, усилий в неподвижной или обегающей ветвях каната полиспаста;
вантовых, дотягивающих, стягивающих, удерживающих и тормозных – в неподвижных или обегающих ветвях каната (см. раздел 4.8).
4.4.2.7. Закрепление нулевых нитей канатов полиспастов может производиться к узлам инвентарных креплений на блочных обоймах, роликам обойм и элементам конструкций, но в полном соответствии с решением ППР.
4.4.3. Якорные устройства
4.4.3.1. При выполнении работ по монтажу аппаратов могут применяться якоря любых типов и конструкций, прошедшие соответствующее испытание и обеспечивающие надежность закрепления грузоподъемных средств, но преимущественно следующих типов:
наземные – из инвентарных железобетонных или бетонных блоков, укладываемых непосредственно на основание (грунт) или на металлическую раму, выполненную как отдельно стоящей, так и вместе с электролебедкой;
полузаглубленные – из инвентарных железобетонных блоков, укладываемых в траншею;
подземные – выполненные из монолитного железобетона или блоков с конструкциями для крепления к ним.
Выбор конструкций якорей обусловлен величиной действующего усилия и конкретными условиями площадок для их установки.
4.4.3.2. При устройстве наземного якоря рекомендуется укладывать блоки на металлические рамы с шипами, позволяющими увеличить нагрузку на якорь. В этом случае шипы должны быть полностью заглублены.
4.4.3.3. Железобетонные и бетонные блоки, уложенные для сооружения наземных якорей, следует надежно увязать между собой.
4.4.3.4. Засыпку траншей подземного якоря производить грунтом послойно по 15 см с уплотнением каждого укладываемого слоя. Засыпку траншей якоря зимой производить сухим песком с соответствующим уплотнением.
4.4.3.5. Подземные якоря, выполненные из монолитного железобетона должны иметь конструкции креплений, позволяющие осуществлять присоединение к ним вантовых систем (расчалок, тяг и т.д.) под требуемый угол в плане и вертикальной плоскости.
4.4.3.6. При устройстве полузаглубленных, подземных и наземных якорей баз рам канатный строп укладывается в землю предварительно защищенным от коррозии (смазка, специальное покрытие, обертывание промасленным материалом).
4.4.3.7. При устройстве подземных и полузаглубленных якорей необходимо обеспечить осушение траншеи якоря и исключить возможность обрушения ее стенок перед укладкой якорных устройств.
4.4.4. Байтовые системы (расчалки) и тяги
4.4.4.1. Расчалки выполняются из стальных канатов в соответствии с ОСТ 36-73-82 одно- или двухветьевыми, у которых на одном из концов установлен уравнительный блок.
4.4.4.2. Присоединение расчалок должно выполняться через коуши, обеспечивающие минимально допустимое отношение диаметра каната к диаметру огибаемой поверхности, т.е. диаметр коуша ³4dК.
4.4.4.3. Вантовые системы, устанавливаемые на грузоподъемные средства, должны быть оснащены полиспастными системами и лебедками, позволяющими изменять их длину, а для такелажных средств дополнительно обеспечить их подъем, предварительное натяжение, наклон и перемещение. При этом в них необходимо устанавливать приборы контроля, позволяющие контролировать величину действующей нагрузки (см. раздел 4.8).
4.4.4.4. Концевые соединения канатов расчалок и тяг выполняются разъемными в соответствии с ОСТ 24.090.51-80 или неразъемными в соответствии с ГОСТ 25573-82.
4.4.5. Электролебедки
4.4.5.1. Электролебедки, используемые на монтаже, должны быть снабжены рамами и устанавливаться на специально подготовленных основаниях или фундаментах с последующим надежным закреплением к якорям. Возможно изготовление дамы лебедки, одновременно являющейся дамой якоря.
4.4.5.2. Установку электролебедок следует производить на расстоянии не менее 20 и не более 40 длин барабана от отводного ролика (блочной обоймы), а при невозможности выполнения этого условия установить дополнительные отводные блоки.
4.4.5.3. Электролебедкам, имеющим одинаковое функциональное назначение, например, электролебедки вантовых систем, необходимо присваивать порядковые номера с установкой на площадке монтажа хорошо видимых щитов с нанесенными номерами.
4.4.5.4. При закреплении электролебедки к конструкциям, являющимся временным якорем (стойки, колонны здания и т.д.), схема их нагружения, установки и крепления должна согласовываться с организацией-проектировщиком или владельцем конструкции.
4.4.5.5. Закрепление электролебедки к якорю должно выполняться жестко в двух точках (по ширине лебедки).
4.4.5.6. Электролебедка должна устанавливаться таким образом, чтобы отводной блок находился в плоскости, перпендикулярной оси барабана лебедки, проходящей через его середину.
4.4.5.7. Установка электролебедки должна обеспечивать требуемый по техническим характеристикам угол набегания каната на барабан при навивке и не допускать перекоса лебедки в плане.

Exit mobile version