Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Проектирование притрассовых карьеров

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИТРАССОВЫХ КАРЬЕРОВ
3.1. Поисково-разведочные работы при проектировании притрассовых карьеров дорожно-строительных материалов должны выполняться на стадиях технико-экономического обоснования (ТЭО), технико-экономического расчета, рабочей документации или рабочего проекта.
3.2. Проект горных разработок карьера является частью проекта (рабочего проекта) автомобильной дороги.
Проект рекультивации земель, нарушенных при разработке карьера, составляет часть проекта горных разработок карьера.
Рекультивации подлежат все временно занимаемые земли.
3.3. Основной объем работ по составлению проектов горных разработок следует выполнять на стадии разработки проекта (рабочего проекта), так как в основном именно на этой стадии определяются сметная и договорная стоимости строительства автомобильной дороги.
3.4. Допускается на стадии составления проекта (рабочего проекта) разрабатывать проекты горных разработок для части карьеров. Впоследствии они могут быть использованы как аналоги для определения затрат по разработке и рекультивации всех карьеров, которые предполагается использовать при строительстве автомобильной дороги.
Проекты горных разработок для оставшейся части карьеров выполняют на стадии составления рабочей документации. В рабочий проект в обязательном порядке должны быть включены проекты горных разработок карьеров, намеченных к использованию в первый год строительства.
3.5. Для определения стоимости работ по рекультивации земель при разработке карьеров на стадии составления ТЭО следует, как правило, применять проекты-аналоги горных разработок. В случае отсутствия последних для ТЭО составляются проекты горных разработок для наиболее типичных карьеров, которые используются как указанные аналоги.
3.6. Проектные решения по рекультивации земель обосновываются законодательными и нормативными документами, техническими условиями и требованиями землепользователя и землеустроительных органов на восстановление нарушенных земель, а также материалами изысканий, и в первую очередь сведениями о почвах, грунтах и происходящих в них гидрогеологических процессах. При необходимости определяют площадь распространения плодородного слоя почвы и его мощность по имеющимся картам и материалам инженерно-геологической съемки.
3.7. Проектные материалы и затраты на рекультивацию земель включают соответственно в проект и смету на строительство автомобильной дороги. Земельные участки приводят в пригодное для использования состояние в течение года (не позднее) после разработки карьера.
3.8. Комплекс работ по рекультивации земель, нарушаемых во время строительства, должен состоять из двух этапов:
первый – техническая (горнотехническая) рекультивация, включающая мероприятия по снятию и хранению плодородного слоя, вертикальной планировке земель, их осушению, строительству необходимых транспортных коммуникаций, предотвращению водной и ветровой эрозии, агрохимической мелиорации почвенного слоя, нанесению плодородного слоя и т.п. Эти мероприятия выполняются строительной организацией по окончании использования временно занимаемых земель;
второй – биологическая рекультивация, включающая все агрохимические мероприятия по восстановлению плодородия нарушенных земель после окончания первого этапа рекультивации, их озеленение, возвращение в сельскохозяйственное и лесное использование, освоение вооемов. Эти мероприятия выполняются организациями, в чье ведение передаются рекультивируемые территории.
3.9. Проектные мероприятия по рекультивации временно занимаемых земель назначают в соответствии с техническими условиями, выданными землепользователями и землеустроительными органами, с разделением по видам рекультивационных работ.
В технических условиях должен быть указан комплекс агротехнических мероприятий, включающих внесение в почву органических и минеральных удобрений, известкование, вспашку, боронование и засев травами, посадку саженцев или сеянцев. Условия должны также содержать нормы внесения в почву удобрений, извести и семян трав с указанием источников их получения.
3.10. Растительный слой грунта на временно занимаемых землях до начала основных работ должен быть предварительно снят в размерах, установленных проектом, и уложен во временные отвалы для использования его в последующем для укрепления откосов и дна резерва, откосов земляного полотна автомобильной дороги или для повышения плодородия малопродуктивных сельскохозяйственных земель. Снятие растительного слоя должно быть выполнено до наступления морозов.
Отвалы, в которых растительный слой хранится более двух лет, должны засеваться травой для предотвращения потерь грунта и ухудшения его качества от водной и ветровой эрозии.
3.11. При нанесении растительного слоя на рекультивируемые площади предварительно в почву должны быть внесены органические и минеральные удобрения, а при необходимости и известь.
В последнюю очередь следует производить вспашку, боронование почвы и посев трав или посадку саженцев.
Поверхность, создаваемая в процессе рекультивации выработанного пространства карьеров, используемая в дальнейшем в сельскохозяйственном направлении, должна быть на 0,7 – 1,0 м выше уровня грунтовых вод. Откосы бортов карьеров уполаживаются в зависимости от грунта от 10 до 18°.
Земельные участки, подготовляемые для сельскохозяйственного использования, должны быть спланированы, иметь продольный уклон не более 10° и поперечный – не более 4°. При планировке отвалов вскрышных пород под лесопосадки земельная полоса должна иметь ширину не менее 4 м.
3.12. Для создания в выработанных карьерах водоемов необходимо предусматривать крутизну откосов (берегов) не более 18° (1:3), а также соответствующую защиту дна и берегов во избежание их сползания. При необходимости может быть запроектировано строительство гидротехнических сооружений.
При проектировании водоемов необходимо учитывать возможность их заполнения и подпитки водой и условия впитывания воды в грунт, определяющие возможность создания водоемов. Проектирование водоемов должно осуществляться специализированными проектными организациями.

Exit mobile version