УКРЕПЛЕНИЕ ПЕСЧАНЫХ ГРУНТОВ ЦЕМЕНТОМ И ДОБАВКАМИ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ПРИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ
Конструктивные требования
3.1. Песчаные грунты, укрепленные цементом и добавками химических веществ, характеризуются относительно высокой прочностью и морозостойкостью, а также повышенной деформативностью. Поэтому при назначении конструктивных слоев из таких цементогрунтов в конструкции дорожных одежд необходимо руководствоваться требованиями табл. 1 «Указаний» СН 25-64 и табл. 1 «Технических указаний» ВСН 140-68, дополнительно учитывая требования пп. 3.2-3.4.
3.2. При устройстве конструктивных слоев дорожных одежд на дорогах II-III категорий с капитальными или облегченными покрытиями с двухслойным основанием из песчаного грунта, укрепленного цементом и добавками химических веществ, в качестве верхнего слоя основания более целесообразно устраивать конструктивный слой из песчаного грунта, укрепленного цементом и добавками органических химических веществ (п. 3.6), учитывая, что указанные добавки должны быть местными дорожно-строительными материалами.
Нижний слой основания в этом случае устраивают из песчаного грунта, укрепленного либо одним цементом, либо цементом и добавками неорганических химических веществ (п. 3.6). Учитывая местные условия проведения работ, в нижние слои основания укладывают разнообразные глинистые грунты, укрепленные цементом или цементом и добавками химических веществ.
Глинистые грунты (п. 2.20) обрабатывают на месте отрядом с ведущей машиной – грунтосмесителем Д-391 или дорожной фрезой Д-530, а песчаные грунты – в стационарных смесительных установках С-543, С-780 или Д-709 с последующей вывозкой и укладкой готовой цементогрунтовой смеси на дороге.
3.3. При строительстве дорог IV-V категорий песчаные грунты, укрепленные цементом и добавками химических веществ, используют в качестве переходных покрытий с обязательным устройством защитного слоя износа, считая, что целесообразнее устраивать переходные покрытия из песчаных грунтов, укрепленных цементом и добавками органических химических веществ, причем применяемые добавки должны быть также в соответствии с п. 3.2 местными дорожно-строительными материалами. Такой тип покрытия устраивают на земляном полотне, отсыпанном из несцементированных обломочных грунтов (крупнообломочных либо песчаных). Толщину слоя покрытия переходного типа устанавливают в соответствии с расчетом конструкций дорожных одежд нежесткого типа.
Если земляное полотно отсыпано из глинистых грунтов, то также в соответствии с расчетом конструкции дорожной одежды либо укрепляют верхнюю часть земляного полотна цементом и добавками химических веществ в соответствии с разработанными в настоящих «Технических указаниях» методами укрепления глинистых грунтов, либо предусматривают другой слой основания из глинистых местных грунтов, укрепленные цементом или цементом и добавками химических веществ, или из песчаных грунтов, укрепленных цементом или комплексными методами.
3.4. Песчаные грунты, укрепленные цементом и добавками местных органических химических веществ, могут быть использованы также в качестве нижних слоев оснований при устройстве конструкций дорожных одежд под усовершенствованные типы покрытий при условии стадийного строительства автомобильных дорог. Слою такого основания обеспечивают требуемую на первой стадии эксплуатации автомобильной дороги прочность и деформативность и устраивают на нем защитный слой износа. Это позволит в дальнейшем усилить дорожную одежду до требуемой прочности, установленной в соответствии с предполагаемым ростом интенсивности и состава движения без перестройки и существенной реконструкции автомобильной дороги.