Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Строительство покрытий и оснований из смесей, приготовленных по способу смешения на дороге

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ ИЗ СМЕСЕЙ, ПРИГОТОВЛЕННЫХ ПО СПОСОБУ СМЕШЕНИЯ НА ДОРОГЕ
6.1. В покрытиях, устраиваемых по способу смешения на дороге, применяют песчаные, мелкозернистые и среднезернистые смеси, в основаниях – преимущественно крупнозернистые и среднезернистые смеси. Во II и III дорожно-климатических зонах на покрытиях необходимо устраивать поверхностную обработку. При стадийном строительстве, когда покрытие после непродолжительного периода эксплуатации будет использовано как основание, следует применять крупнозернистые смеси с обязательной поверхностной обработкой.
6.2. В качестве вяжущих используют нефтяные и сланцевые жидкие битумы и жидкие дегти в соответствии с табл. 6.
6.3. Приготовление смесей и устройство покрытий и оснований должны осуществляться в сухое и теплое время года при температуре воздуха не ниже 15 °С.
6.4. При использовании жидких битумов влажность каменных материалов должна быть не выше 4 % по массе. При более высокой влажности каменные материалы просушивают путем многократной перевалки автогрейдером. В районах с сухим и жарким климатом перед смешением каменные материалы увлажняют.
6.5. При строительстве покрытий и оснований в районах с избыточным увлажнением, а также при плохом сцепления битумов с поверхностью каменных материалов рекомендуется применять ПАВ и активаторы. Вид добавок, нормы их расхода и технологию применения назначают в соответствии с Инструкцией ВСН 59-68.
6.6. Состав каменных материалов для смесей и оптимальное содержание вяжущего подбирают в соответствии с рекомендациями пп. 2.23 – 2.36. Оптимальное количество битума или дегтя определяют для сухого каменного материала.
6.7. Плотность материала нижележащего слоя, на котором устраивают покрытие или основание, должна соответствовать требуемым нормам, поверхность быть чистой, ровной, с поперечным уклоном, соответствующим поперечному уклону вновь укладываемого слоя.
6.8. При строительстве покрытий и оснований на существующих дорогах все деформации следует устранить с учетом рекомендаций пп. 6.12-6.14.
6.9. Толщина покрытия или основания должна не менее чем в 1,5 раза превышать размер наибольших зерен каменного материала в принятом составе смеси. Смешение на дороге целесообразно при проектной толщине слоя до 8 – 10 см; при большей толщине смешение на дороге следует осуществлять в два приема.
6.10. Строительство покрытий и оснований способом смешения на дороге включает подготовительные работы, приготовление смеси на дороге, распределение и уплотнение готовой смеси.
6.11. К подготовительным работам относятся: подготовка поверхности нового основания или существующего покрытия; кирковка дорожной одежды, если для обработки вяжущим частично или полностью используется старый материал; вывозка на дорогу каменных материалов в соответствии с требуемым составом смеси; перемешивание каменных материалов и укладка их в валик требуемого размера.
6.12. Подготовка гравийных покрытий заключается в ликвидации неровностей и создании требуемого поперечного уклона. Значительно деформированные покрытия должны быть вскиркованы на глубину выбоин. Вскиркованный материал следует тщательно перемешать и уложить вновь в покрытие требуемого профиля. Для облегчения кирковки сухие сильно уплотненные покрытия рекомендуется поливать водой в количестве 3 – 5 л/м2.
6.13. Подготовка щебеночных покрытий заключается в их очистке и, в случае необходимости, в ремонте. Покрытие с большим количеством выбоин или с волнистой поверхностью должно быть вскирковано и устроено вновь.
6.14. Подготовка поверхности покрытий, устроенных с применением органических или неорганических вяжущих, заключается в их очистке и ремонте ям и выбоин. На участках с волнистой поверхностью покрытие должно быть удалено и заменено новым.
6.15. Каменный материал в заданном объеме заблаговременно вывозят на дорогу и равномерно распределяют по длине участка. В зависимости от условий материал складывают на проезжей части или на обочинах. Перед началом приготовления смеси материал собирают в валик и с помощью шаблона проверяют его объем. Из подготовленного валика отбирают пробы для проверки влажности и зернового состава материала.
6.16. Каменный материал размещают на дороге по фракциям в отдельные валики. После проверки объема каждого валика весь материал перемешивают автогрейдером до получения однородной смеси.
6.17. Если в соответствии с намеченной технологией минеральный порошок или материал, его заменяющий, должен быть введен в смесь после обработки основного материала вяжущим, не следует вывозить минеральный порошок на дорогу заблаговременно.
6.18. Активаторы (известь, цемент и др.) вводят в смесь только до обработки ее вяжущим. Активатор подают на каменный материал с помощью распределителя цемента или, как исключение, вручную (при отсутствии распределителя или при малых объемах работ). В последнем случае активатор из транспортных средств высыпают на каменный материал отдельными порциями через 6 – 7 м или равномерно распределяют по всей длине валика каменного материала, выставленного на дороге. Если активатор упакован в бумажные мешки, их равномерно выставляют по трассе с учетом норм расхода.
6.19. С помощью автогрейдеров активаторы равномерно распределяют по всему объему каменного материала. При обработке активатором сухой каменный материал следует увлажнить до 2 – 3 % влажности.
6.20. Смеси на дорогах приготавливают в передвижных (самоходных) смесителях или перемешивают автогрейдерами; мелкозернистые и песчаные смеси рекомендуется перемешивать с помощью автогрейдеров совместно с дорожными фрезами.
6.21. Смеси в передвижных смесителях приготавливают по следующей технологии: каменный материал заданного зернового состава, выставленный на дороге в вал определенной формы и размера, погрузчиком подается в бункер смесителя, откуда через дозатор непрерывным потоком поступает в смеситель принудительного действия. Одновременно в смеситель из расходного бака дозировочным насосом подается вяжущее. Количество каменного материала, подаваемого в смеситель, регулируют заслонкой, изменяя величину выходного отверстия бункера, а вяжущие дозируют, изменяя число оборотов насоса.
В процессе перемешивания материал перемещается в смесителе к выпускному лотку, по которому готовая смесь поступает на дорогу или в бункер следующего за смесителем укладчика.
6.22. Каменный материал поступает в смеситель без подогрева, а вяжущее подогретым до рабочей температуры (см. табл. 10).
6.23. ПАВ должны быть введены в битум на битумной базе или на нефтеперерабатывающем заводе.
6.24. Перемешивание смеси автогрейдером совместно с фрезами или без них включает: разравнивание каменного материала, выставленного на дороге; розлив заданной нормы вяжущего в несколько приемов; перемешивание вяжущего с каменным материалом после каждого розлива; окончательное перемешивание.
6.25. Выставленный по оси дороги каменный материал разравнивают автогрейдером на ширину, исключающую стекание с него вяжущего, разливаемого из автогудронатора.
6.26. Вяжущий разливают автогудронаторами в несколько приемов. Количество розливов определяют, исходя из длины обрабатываемого участка и общей нормы расхода вяжущего (см. табл. 8).
В каждом конкретном случае нормы расхода вяжущих должны уточняться лабораторией. Количество разливаемого за один прием вяжущего составляет 1,5 – 2,5 л/м2.
6.27. После каждого розлива вяжущее перемешивают с каменным материалом. Число проходов автогрейдера зависит от количества разливаемого за один прием вяжущего и составляет 5 – 6 проходов по одному следу. Толщина слоя каменного материала в рыхлом состоянии должна быть такой, чтобы при проходе автогрейдера полностью перемешивался весь обрабатываемый материал и не разрыхлялось основание.
6.28. Предварительное перемешивание рекомендуется вести следующим образом: вал каменного материала располагают на одной стороне проезжей части и для каждого розлива разравнивают только часть материала, что обеспечивает более равномерное распределение вяжущего. Обработанную часть каменного материала перемещают на другую сторону проезжей части, а из валика отделяют для обработки следующую часть материала.
6.29. После розлива требуемого количества вяжущего смесь окончательно перемешивают автогрейдером или автогрейдером совместно с фрезой. В первом случае каменный материал попеременно собирают в валик и разравнивают, при этом отвал автогрейдера устанавливают под углом 30 – 40° к оси дороги.
При совместной работе фрезы и автогрейдера после нескольких проходов фрезы, разбрасывающей материал, в работу включается автогрейдер, собирающий этот материал в вал и затем распределяющий его по основанию. При этом весь слой каменного материала должен быть перемешан так, чтобы в его нижней части не оставалось прослойки каменного материала, не обработанного вяжущим.
Число проходов автогрейдера для окончательного перемешивания зависит от объема обрабатываемого материала; при объеме каменного материала в плотном теле 0,25 – 0,3 м3 на 1 м проезжей части, число проходов должно быть от 25 до 40, а при объеме 0,3 – 0,4 м3/м – 50 – 65. При совместной работе автогрейдера и фрезы для окончательного перемешивания требуется 10 – 15 проходов фрезы, а число проходов автогрейдера уменьшается в 1,5 – 2 раза.
6.30. При применении жидких битумов, густеющих со средней скоростью, жидких дегтей, сланцевых битумов приготовление смеси в жаркую погоду рекомендуется заканчивать за 1 – 2 дня. Если применяют медленногустеющие жидкие битумы, продолжительность приготовления смеси может быть увеличена до 5 дней.
6.31. Если смесь приготовляют автогрейдерами совместно с фрезами или без них, минеральный порошок или материал, его заменяющий, для облегчения перемешивания рекомендуется вводить в смесь после последнего розлива, в процессе окончательного перемешивания. Особенно целесообразна подобная технология в случае применения ПАВ в сочетании с активаторами.
6.32. Последний розлив вяжущего рекомендуется ограничивать 1 – 1,5 л/м2 и выполнять выборочно в процессе окончательного перемешивания с тем, чтобы исправить места с сухой смесью и избежать образования мест с избытком вяжущего. При небольшой длине дефектных участков смесь плохого качества заменяют доброкачественной, при большом протяжении – в сухую смесь добавляют вяжущее, а в смесь с избытком вяжущего добавляют каменный материал требуемого зернового состава. В том и другом случае смесь перемешивают дополнительно.
6.33. При необходимости ПАВ могут быть введены как в битум, так и в каменный материал. Способ введения добавок зависит от их вида и выполняется в соответствии с Инструкцией ВСН 59-68.
6.34. После окончания работ обработанный материал собирают в вал по оси проезжей части. Из него отбирают пробы для лабораторных испытаний и оценки качества смеси.
6.35. Устройство покрытий и оснований включает: разравнивание готовой смеси по проезжей части, уплотнение смеси, поверхностную обработку покрытия.
6.36. Готовую смесь распределяют по основанию укладчиком или автогрейдером слоем заданной ширины и толщины с учетом ее уплотнения, обеспечивая требуемый поперечный профиль покрытия или основания. При распределении смеси автогрейдером отвал устанавливают под углом 45 – 60° к оси дороги. Для обеспечения заданной ширины покрытия или основания и удобства уплотнения распределенной смеси по краям проезжей части устраивают упоры.
6.37. Распределенную смесь уплотняют самоходными катками на пневматических шинах или с металлическими вальцами массой 5 – 10 т за 3 – 5 прохода по одному следу. Уплотнение ведут от краев к середине с перекрытием на 1/3 предшествующего следа. Для предотвращения налипания смеси вальцы катков автоматически смачиваются водой, мыльным раствором и т.п. Не допускается смачивание вручную.
6.38. После уплотнения покрытия или основания открывают движение автомобилей. Окончательное уплотнение и формирование происходит под воздействием колес транспортных средств. В этот период организуют уход за покрытием, заключающийся в регулировании движения автомобилей по ширине покрытия, ограничении скорости и устранении появляющихся дефектов. Продолжительность ухода за покрытием, уплотненным катками с металлическими вальцами, достигает 15 – 20 сут. При уплотнении катками на пневматических шинах или вибрационными катками время ухода за покрытием сокращается до 5 – 10 сут. Продолжительность ухода за основаниями сокращается вдвое.
6.39. После окончания формирования покрытия устраивают поверхностную обработку.
6.40. На основании, уплотненном катками на пневматических шинах до плотности, характеризуемой коэффициентом уплотнения, равном не менее 0,98, разрешается устраивать покрытие сразу после уплотнения основания.
На основании, уплотненном катками с металлическими вальцами, разрешается покрытие устраивать только после дополнительного уплотнения и формирования основания под воздействием колес транспортных средств.
Если основание оставляют без покрытия до следующего строительного сезона, сразу после уплотнения катками устраивают поверхностную обработку.

Exit mobile version