ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
3.94. Железнодорожные здания и сооружения необходимо проектировать, как правило, с использованием типовых проектов сборными с высокой степенью заводской готовности и минимумом мокрых процессов и сварочных работ на стройплощадке, в том числе изготовляемых из местных материалов, разработанных с учетом особенностей природных условий районов вечной мерзлоты.
При этом вес и размеры отдельных элементов следует назначать с учетом обеспечения простоты и удобства их изготовления, транспортирования и монтажа, а выбор типа и привязку фундаментов, планировочные и других работ нулевого цикла – с учетом местных мерзлотно-грунтовых и гидрогеологических условий.
3.95. Объемно-планировочные решения и конструктивную схему зданий, а также материалы конструкций следует назначать в соответствии со СНиП 2.02.04-88 в части использования вечномерзлых грунтов в качестве основания и СНиП II-7-81 по вопросам проектирования зданий и сооружений с учетом сейсмического воздействия.
Оптимальное соотношение планировочных размеров и этажности при принятой технологии строительного производства следует устанавливать на основе сравнения вариантов с учетом строительной стоимости и эксплуатационных затрат, в том числе на обеспечение заданного температурного режима грунтов основания.
3.96. Ограждающие конструкции необходимо проектировать с учетом местных климатических условий и в соответствии с требованиями соответствующих глав строительных Норм и правил, в том числе СНиП II-3-79.
3.97. Производственные, служебно-технические здания, а также здания культурно-бытового назначения целесообразно проектировать, как правило, объединенными, кооперированного или блокированного типов.
Не допускается объединять производственные здания с большим тепловыделением, проектируемые с использованием вечномерзлых грунтов III и IV категорий просадочности (см.табл. 1) в качестве основания.
3.98. В основу проектов объединенных производственных зданий должен быть положен принцип блокировки основных помещений с кооперацией энергетических устройств, а также административно-бытовых помещений с сохранением административной подчиненности предприятий и учреждений. Необходимо также предусматривать кооперацию мелких производственных предприятий внутри отдельных хозяйств, входящих в объединенный комплекс.
3.99. Здания, намеченные к объединению, следует группировать по признакам технологической однородности, производственным связям и возможности их объединения без нарушения оперативной работы железнодорожной станции.
3.100. Объединенные здания блокированного типа можно компоновать методом блокировки построек и помещений с применением следующих объемно-планировочных элементов:
блок-построек, объединенных между собой непосредственным примыканием блоков или соединяемых блок-вставками;
блок-отсеков, объединенных между собой непосредственным примыканием помещений;
совместным применением блок-построек и блок-отсеков.
3.101. Конструкции зданий на грунтах, используемых в качестве основания в мерзлом состоянии (принцип 1), сохраняемом в течение строительного периода и всего срока службы здания, целесообразно проектировать без учета деформации основания.
3.102. По сложности сохранения грунтов основания в мерзлом состоянии следует различить три группы железнодорожных зданий и сооружений:
Группа А. Неотапливаемые железнодорожные здания и сооружения, при строительстве и эксплуатации которых для сохранения грунтов основания в мерзлом состоянии, как правило, не требуется применять дополнительные устройства или мероприятия.
Группа Б. Отапливаемые железнодорожные здания и сооружения, при строительстве и эксплуатации которых сохранение грунтов основания в мерзлом состоянии может быть обеспечено сравнительно простыми способами и средствами.
Группа В. Отапливаемые железнодорожные здания и сооружения, при строительстве и эксплуатации которых сохранение грунтов основания в мерзлом состоянии обеспечивается сложными способами и средствами.
Ориентировочные указания по выбору методов обеспечения устойчивости для каждой группы зданий и сооружений в зависимости от мерзлотно-грунтовых условий приведены в табл. 3.