Перегрузочные станции
7.53. Перегрузочные станции проектируют в пограничных (таможенных) и внутрисоюзных пунктах для передачи грузов и пересадки пассажиров из вагонов одной колеи в вагоны другой, или с железной дороги на другие виды транспорта (автомобильный, трубопроводный, морской и речной) с учетом обеспечения поточности передвижения вагонов, наименьшего числа пересечений, в том числе пересечений путей разной колеи. Станции разной колеи могут быть тупиковыми, комбинированными и сквозными.
7.54. Перегрузочные станции должны обеспечивать:
на станциях железных дорог каждой колеи – производство технических операций с пассажирскими и грузовыми поездами, а также пассажирских операций в соответствии с родом станции (промежуточная, участковая и т.д.), прием и отправление поездов, расформирование составов и формирование передач по пунктам погрузки-выгрузки;
экипировку, а в необходимых случаях техническое обслуживание и ремонт поездных и маневровых локомотивов;
производство грузовых и коммерческих операций, в основном связанных с перегрузкой грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой, – сортировку, хранение, взвешивание, оформление перевозочных документов, погрузку и выгрузку местных грузов, а в отдельных случаях – перестановку колесных пар и таможенные операции.
7.55. Проектирование путевого развития и необходимых станционных устройств для выполнения технических и коммерческих операций на станциях разной колеи следует производить согласно нормам и техническим указаниям, установленным для каждой колеи.
7.56. При организации перегрузки грузов внутри страны перегрузочные устройства сосредоточивают в одном мосте, а путевое развитие и станционные устройства проектируют для станции каждой колеи раздельно или объединенно.
В стыковых пунктах с соседними странами для железных дорог каждой страны, как правило, следует проектировать свою перегрузочную станцию, предназначенную для перегрузки импортных грузов, следующих в эту страну. На таких станциях дополнительно предусматривают устройства, обеспечивающие производство таможенных операций, операций по передаче вагонов и контейнеров другой стране, а в необходимых случаях пункты перестановки локомотивов с необходимыми для этого устройствами, а также пункты перестановки вагонов и другие устройства, обеспечивающие беспересадочное пассажирское сообщение. Число перегрузочных станций в стыковых пунктах с соседними странами устанавливают по согласованию между государствами.
7.57. В зависимости от характера и размеров работы, а также топографических и других местных условий (застроенности территории и др.) перегрузочные станции проектируют с параллельным, последовательным и комбинированным расположением приемо-отправочных, сортировочных путей, пассажирских и перегрузочных устройств.
7.58. При проектировании перегрузочных станций следует стремиться к максимальному объединению (кооперированию) однородных устройств и сооружений, предназначенных для производства грузовых или пассажирских операций разной колеи, как это показано на рис. 26 и 27.
Перегрузочные станции следует проектировать с раздельными сортировочными комплектами для каждой колеи. Перегрузочные устройства целесообразно размещать между указанными сортировочными комплектами.
Проектирование перегрузочных станций рекомендуется производить применительно к схемам, показанным на рис. 26 и 27. Выбор схемы должен быть технико-экономически обоснован.
7.59. На пограничных станциях следует предусматривать изоляцию движения пригородных поездов от движения дальних и местных поездов, а также поездов, следующих в международном сообщении.
На перегрузочных станциях следует предусматривать приемо-отправочный парк, технический парк (станцию), а в необходимых случаях и устройства для экипировки локомотивов.
При наличии задания вместо пунктов перестановки вагонов допускается проектировать устройства для раздвижки, колесных пар пассажирских вагонов беспересадочного сообщения.
7.60. В пассажирском здании пограничных станций должны быть предусмотрены специальные помещения для выплаты и обмена денег, таможенного досмотра, контрольно-пропускного пункта, санитарно-контрольного пункта (а при необходимости и изолятора), ожидания поезда и оформления проездных документов пассажирами зарубежных стран.
7.61. Обслуживание морских и речных портов при перевалке грузов с железной дороги на водный транспорт следует предусматривать с предпортовых станций общей сети железных дорог, специально создаваемых портовых станций или районных парков порта.
Для предварительного выбора схемы обслуживания порта с числом причалов менее четырех при расстоянии до 20 км рекомендуется система обслуживания порта непосредственно с предпортовой сортировочной станции.
При числе причалов четыре и более применяются схемы обслуживания: при расстоянии между портом и сортировочной станцией до 7-8 км и размерах грузооборота до 10 млн. т в год наиболее целесообразно обслуживание порта из районных парков, а при расстоянии 13 км и более и грузообороте 15 млн. т в год и более – с портовой станции.
7.62. Портовые станции допускается устраивать только в виде исключения лишь в случае концентрированного размещения причалов и при невозможности по местным условиям устройства районных парков. Портовые станции выполняют работу по организации взаимосвязи с предпортовой станцией и по сортировке вагонов по отдельным погрузочно-выгрузочным фронтам (причалам, складам).
Для этой работы на портовой станции выделяются сортировочные пути с соответствующими объему работ устройствами (вытяжки, горки малой мощности и т.п.).
7.63. Районные парки порта имеют основное назначение – приблизить к причалам и складам железнодорожные вагоны, подготовленные для подачи к погрузочно-выгрузочным фронтам.
В районных парках, как правило, осуществляется также полная или частичная сортировка вагонов по причалам и трюмам судов. В зависимости от объема работы районные парки могут иметь приемо-отправочные и сортировочные пути.
7.64. Схемы портовых станций и районных парков отличаются взаимным расположением путей и подразделяются на станции (районные парки) с последовательным расположением путей приема и сортировки, комбинированным и параллельным расположением этих парков (рис. 28 и 29).
7.65. В зависимости от принятой системы обслуживания районные парки могут использоваться для подачи к фронтам вагонов, прибывших подобранными в группу (рис. 29, а) или для такой подборки до подачи (рис. 29, б).
В районных парках для переработки вагонов предусматриваются, как правило, сортировочные вытяжки. При большом объеме переработки вагонов тип сортировочных устройств устанавливается при конкретном проектировании.
По конфигурации причальных линий порты делятся по следующим признакам: с пирсовыми причалами; с причалами-набережными; с комбинированными причалами.
Размещение предпортовой станции и подъездных путей к порту по геометрическому расположению может быть выполнено по трем схемам:
а) размещение предпортовой станции и подъездного пути перпендикулярно береговой линии порта;
б) размещение предпортовой станции и подъездного пути под углом к береговой линии порта;
в) размещение предпортовой станции параллельно береговой линии порта.
Размещение районных парков во всех схемах может быть перпендикулярным, параллельным или под углом по отношению к береговой линии в зависимости от типа причалов и степени стесненности портовой площадки. Это определяется при разработке генеральной схемы порта и железнодорожных устройств с учетом местных условий.
7.66. Для производства перегрузочных операций на перегрузочных станциях следует проектировать сближенные пути, высокие крытые и открытые платформы, низкие асфальтированные бетонные или щебеночные площадки, крановые перегрузочные места, повышенные пути, безбункерные или бункерные вагоноопрокидыватели, перегрузочные платформы для колесных грузов, крытые склады, устройства для проверки габарита, весы, средства связи и др.