Site icon Архітектор Олег Прокопенко у м. Києві

Инженерно-геодезические изыскания

ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ
6.1. Состав и объемы инженерно-геодезических работ устанавливаются главным инженером проекта конкретно для каждого объекта в зависимости от значения проектируемой дороги, сложности условий местности и стадии разработки проектной документации, для которой выполняются изыскания.
6.2. В разделе приводятся основные требования по составу и точности инженерно-геодезических работ для наиболее общих случаев изысканий в зависимости от стадии проектирования.
6.3. Инженерно-геодезические работы должны обеспечивать получение исходных материалов, необходимых (в совокупности с экономическими, геологическими и другими данными) для выбора, сравнения и оценки конкурентоспособных вариантов трассы, определения оптимального варианта, разработки проектной документации по оптимальному варианту.
6.4. Для разработки предплановой документации (схем транспортного освоения) инженерно-геодезические работы не производятся. Выполняется в основном камеральное трассирование вариантов трасс по топографическим картам с горизонталями в масштабе 1:10000 – 1:50000. Для особо сложных мест (перевальных ходов, на скальных участках), где необходима проверка технической возможности и экономической целесообразности прокладки дороги, выполняют глазомерную или полуинструментальную съемку местности.
6.5. На предпроектной стадии изысканий для разработки ТЭО или ТЭР, как правило, выполняют камеральное трассирование конкурентоспособных вариантов по топографическим картам с горизонталями масштаба 1:10000 – 1:25000 (в совокупности с лесоустроительными картографическими материалами и картами-схемами инженерно-геологических условий района прокладки трасс) для выбора основного направления дороги (дорог) на основе технико-экономического сравнения вариантов.
На сложных или ключевых (эталонных) участках по вариантам могут быть проложены тахеометрические ходы с набором шкетов в характерных местах рельефа, с зарисовкой ситуации в полосе 100-150 м и съемкой отдельных точек в поперечном профиле для осветления местности.
6.6. В состав инженерно-геодезических работ для стадии «Проект» входят: прокладка теодолитного хода в непосредственной близости от экономической оси зоны тяготения (±50 м); пикетаж по оси хода с закреплением характерных точек местности; нивелирование характерных точек по оси хода; топографическая съемка (при необходимости) притрассовой полосы шириной 100 м; привязка трассы к квартальной сети, границам землепользования, пунктам опорной геодезической сети (пп. 6.20-6.23); закрепление трассы в натуре.
6.7. При прокладке трасс в особо благоприятных рельефных (равнинной и слабохолмистой местности) и гидрогеологических (отсутствие слабых грунтов, заболоченных мест и т.д.) условиях с обеспеченным водоотводом, когда местоположение трассы в период изысканий к проекту установлено окончательно, допускается на этих участках (после выполнения пикетажа с разбивкой горизонтальных кривых и нивелирования характерных точек по оси хода) ограничиваться съемкой поперечных профилей на всех характерных точках, а топографическую съемку выполнять только для трудных мест трассы.
6.8. При значительной оторванности изыскиваемых объектов от жилых мест и при больших протяжениях трасс (более 25 км) для стадии «Проект» по согласованию с заказчиком (в целях сокращения сроков) может допускаться ключевой метод производства топографо-геодезических работ. На основании камерального трассирования возможных вариантов трассы дороги по топографическим картам с горизонталями масштаба 1:10000 – 1:25000, материалов аэрофотосъемки и рекогносцировочного полевого обследования выбранного варианта трассы отбираются ключевые участки, которые можно распространить впоследствии на всю дорогу. По ключевым участкам трассы топографо-геодезические работы, в зависимости от их необходимой точности и сложности местных условий, выполняются согласно требованиям п. 6.6 или 6.10.
6.9. Для стадии «Рабочая документация» объем топографо-геодезических работ устанавливается после разработки проекта по всей дороге или ее участкам в зависимости от состава работ, выполняемого для проекта, и принятых технических решений. Если запроектированная трасса по топографическим планам масштаба 1:1000 – 1:5000 выкладывается в натуру в полном объеме, то состав топографо-геодезических работ должен удовлетворять требованиям п. 6.10, за исключением топографической съемки сложных мест и поперечных профилей, которые выполнены ранее к предыдущей стадии. В случаях прокладки от дороги по косогорам крутизной 1:3 и более или по существующей дороге производится топографическая съемка поперечных профилей на всех характерных точках по трассе на ширину, обеспечивающую размещение поперечного сечения земляного полотна дороги. Если состав изысканий для стадии «Проект» выполнен в объеме требований п. 6.10, то специальные инженерно-геодезические работы для стадии «Рабочая документация» не проводятся.
6.10. В состав инженерно-геодезических работ при изысканиях лесохозяйственных автомобильных дорог для стадии «Рабочий проект» входят:
а) прокладка теодолитного хода по оси дороги, уложенной на местности;
б) пикетаж по трассе с разбивкой горизонтальных кривых;
в) нивелирование закрепленных точек по оси дороги;
г) топографическая съемка поперечных профилей в притрассовой полосе;
д) топографическая съемка сложных участков трассы*, карьеров и сосредоточенных резервов грунта и т.д.;
е) закрепление углов поворота, установка створных столбов и реперов;
ж) привязка трассы к квартальной сети, границам землепользования, а при необходимости к пунктам государственной геодезической сети;
з) привязка к пунктам нивелирной сети;
и) камеральная обработка полевых материалов.
* К сложным участкам трассы относятся: места переходов через водотоки; косогорные и перевальные ходы, оползни, осыпи, территории с карстовыми явлениями; берега, подмываемые водотоками; места с продольными уклонами, превышающими нормативные, и с минимально допустимыми радиусами горизонтальных кривых; застроенные территории; примыкания и съезды; пересечения автомобильных и железных дорог; участки с затрудненным водоотводом; места расположения серпантин и другие участки, где должны проектироваться специальные устройства: подводящие и отводящие русла, подпорные стенки, контрбанкеты и т.п.
6.11. В условиях горной или резкопересеченной местности, где промер длин линий, разбивка пикетажа и геометрическое нивелирование по трассе недостаточно производительны, допускается использовать теодолиты (тахеометры) в едином технологическом процессе. Точность измерений не должна быть ниже указанной в п. 6.31 для горных условий. При определении расстояний нитяными дальномерами допускается фиксировать на трассе только переломные точки рельефа (без установления пикетов через 100 м) и характерные точки ситуации.
6.12. На сложных участках трассы при одностадийных изысканиях, когда ее окончательная укладка без предварительных проектных разработок затруднительна, рекомендуется вынос оси дороги в натуру в следующей последовательности:
– топографическая съемка полосы трассы на участке или съемка поперечных профилей в полосе трассы по характерным точкам продольного профиля теодолитного хода;
– вычерчивание планов в горизонталях масштаба 1:500 – 1:2000 или плана линий и продольного профиля теодолитного хода (в этих же масштабах) и поперечных профилей масштаба 1:200 – 1:100 (в зависимости от сложности местных условий);
– камеральное трассирование по плану с горизонталями или на основе смещения по поперечным профилям оси дороги;
– выкладка трассы в натуру, пикетаж, нивелирование;
– вычерчивание и полевое проектирование продольных профилей до и после выкладки трассы дороги в натуре.
При этом первоначальный теодолитный ход в пределах сложных участков используется как базис для съемки, а пикетаж по нему выполняется без пикетов и разбивки горизонтальных кривых на углах поворота.
6.13. В сложных условиях на стадиях «Рабочий проект» и «Рабочая документация» разрешается камеральное проектирование автодорог по выполненным в период изысканий планам с горизонталями масштаба 1:1000 – 1:5000 с последующим выносом трассы дороги в натуру до начала строительства.
При выносе трассы в натуру строительной организацией затраты на эти цели предусматриваются в сметах на строительство.
6.14. Вешение трассы производится по теодолиту. В равнинных условиях вешение допускается осуществлять при помощи бинокля способом «на себя». При этом последующие вехи устанавливаются, когда в створе имеется не менее трех хорошо видимых вех.
6.15. Измерение углов поворота при окончательном выносе трассы в натуру осуществляется теодолитами (технической точности) одним полным приемом (двумя полуприемами с перестановкой румба с точностью, приведенной в табл. 2) и измерением прямого и обратного румбов линий, образующих угол.
Измерения углов поворота фиксируются в угломерном журнале с приведением следующих данных: порядковый номер угла, его величина и направление, наблюденный и вычисленный румб, величина принятого радиуса горизонтальной кривой и ее элементы.
6.16. Длины линий измеряют дважды стальной лентой с точностью, приведенной в табл. 2. При величие угла наклона местности более 3° для получения горизонтального проложения вводятся соответствующие поправки. Для второго промера допускается использовать стальную рулетку или нитяной дальномер.
Одновременно с измерением длин линий производятся:
– разбивка пикетов через 100 м с расстановкой плюсовых точек в продольном профиле на всех характерных элементах рельефа;
– разбивка элементов горизонтальных кривых;
– глазомерная съемка ситуации в полосе шириной 100 м, а при необходимости с дополнительным промером в сторону от оси дороги;
– ведение пикетажного журнала;
– закрепление трассы специальными знаками (на углах поворота и створных точках на прямолинейных участках через 1 км, но в переделах видимости)*, сторожками и точками (на всех переломах местности), заменками вех и обращенными к трассе затесами на ближайших деревьях (рекомендуемое приложение 8).
* Закрепление трассы производится: деревянными столбами, металлическими уголками, трубами, каменными пирамидами и т.д., которые устанавливаются на углах поворота, конечных точках трассы, створных точках длинных прямых линий.
При наличии естественных (деревья, выступы скал и т.д.) и искусственных (опоры линий связи, цоколи фундаментов зданий и т.д.) ориентиров допускается закрепление углов поворота путем привязки точек угла линейными засечками, но не менее чем к трем ориентирам на каждую точку угла.
6.17. Длины линий, недоступные для непосредственных измерений лентой, измеряются нитяным дальномером в прямом и обратном направлении или определяются аналитически с разбивкой и измерением лентой двух базисов (с точностью, приведенной в табл. 2).
6.18. При окончательных изысканиях трассы, как правило, производится нивелирование в два хода или в прямом и обратном направлениях.
Разрешается одиночное нивелирование трассы по двусторонним рейкам или односторонним с переменой горизонта инструмента не менее чем на 10 см в следующих случаях:
– при проложении хода между реперами (пунктами) нивелирной сети с обязательной привязкой к ним (согласно п. 6.20) не реже чем через 30 км;
– при протяжении трасс до 5 км;
– при нивелировании замкнутых ходов (по трассам дорог) длиной до 40 км.
6.19. При нивелировании трассы двумя ходами первый нивелировщик фиксирует все точки пикетажа по трассе, а второй ход является контрольным, при котором измеряют только связующие точки для подтверждения правильности первого хода.
6.20. Исходными пунктами для нивелирования могут быть:
а) реперы или марки государственной нивелирной сети с отметками в Балтийской системе высот или реперы и марки других ведомств при их удалении от трассы до 5 км с привязкой к ним не реже чем через 30 км;
б) реперы, устанавливаемые в начале нивелирного хода (трассы) в условной системе с произвольно взятой отметкой начального пункта (если реперов, указанных в п. «а», нет).
6.21. При отсутствии в 5-километровой полосе пунктов опорной геодезической сети привязка трассы производится к существующим путям транспорта, границам землепользований, лесоустроительным знакам, при больших длинах трасс необходимо определять истинные азимуты сторон хода, но не реже чем через 15 км с точностью привязываемого хода (табл. 2).
6.22. При производстве изысканий на территории населенных пунктов, промышленных предприятий, а также на территориях разработки полезных ископаемых плановая и высотная привязка геодезической основы обязательна.
6.23. При изысканиях лесохозяйственных автомобильных дорог в составе комплекса лесохозяйственных объектов (лесоосушительные или оросительные сети, питомники, промышленные площадки и т.д.) принимается единая система высот.
6.24. Через каждые 2 км, а также в начале и конце трассы и на берегах водотоков, через которые намечается строительство средних мостов, устанавливаются реперы на деревянных столбах, пнях деревьев, выступах скал и т.д. за пределами строительной полосы отвода.
6.25. При окончательном выносе трассы в натуру и передаче высотных отметок на связующие точки теодолитами (в случаях, установленных п. 6.11) необходимо производить не менее двух измерений на каждую точку в прямом и обратном направлениях. При допустимой погрешности (см. табл. 2) принимается средняя величина превышения.
6.26. Съемка поперечных профилей*, в зависимости от сложности рельефа и их предназначения (проектирование земляного полотна, водоотвода, искусственных сооружений и т.п.), может выполняться геометрическим нивелированием, тахеометрической съемкой или ватерпасовкой и другими инструментами.
* Количество подлежащих съемке поперечных профилей и их длина зависят от их предназначения и устанавливаются для каждого конкретного участка трассы индивидуально ответственным производителем работ. При прокладке трасс по склонам крутизной 1:3 и более, а также для реконструкции дорог поперечные профили снимаются на всех характерных точках продольного профиля и рельефа на ширину, обеспечивающую размещение земляного полотна дороги.
Все записи должны фиксироваться в специальных журналах съемки поперечных профилей.
6.27. Закреплению подлежат только те поперечные профили, которые предназначаются для проектирования косогорных водопропускных труб, балконов или полубалконов, галерей для пропуска селей и других сложных сооружений. Эти поперечные профили закрепляются кольями или столбами с привязкой к трассе в плановом и высотном отношении. Закрепляются также живые сечения малых водотоков, морфостворы и гидростворы, разбиваемые по нормали к направлению течения на средних мостовых переходах.
6.28. Масштабы съемок на сложных участках трассы (п. 6.10, д) назначаются руководителем работ в каждом конкретном случае отдельно в зависимости от сложности рельефных, инженерно-геологических условий и назначения проектируемого сооружения. В наиболее общих случаях масштабы топографических съемок принимаются следующие (при сечении рельефа 1 м):
а) полос трасс дорог для проектирования водоотвода – 1:5000 – 1:2000;
б) на сложных пересечениях и сближениях с инженерными коммуникациями, а также на участках индивидуального проектирования – 1:2000 – 1:1000;
в) на переходах, перекрываемых малыми и средними многопролетными мостами, – 1:2000 – 1:1000;
г) на местах укладки железобетонных труб и однопролетных мостов – 1:1000.
При сильнопересеченном рельефе или в сложных условиях застройки на участках, характеризуемых в пп. «б» и «г», при соответствующем обосновании масштаб съемки допускается назначать 1:500.
6.29. Масштабы топографических планов принимаются такие же, как и съемок. При необходимости масштаб планов может быть укрупнен до смежного масштаба.
Топографические планы трассы вычерчиваются, как правило, по вычисленным румбам слева направо по ходу километража.
6.30. Тахеометрическая съемка сложных участков трассы должна осуществляться в соответствии с требованиями Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500 (ГКИНП-02-033-79) и СНиП 1.02.07.87 «Инженерные изыскания для строительства».

Exit mobile version