ОСМОТР НЕСУЩИХ КОНСТРУКЦИЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ И СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ
8.1. При осмотре несущих конструкций металлических и сталежелезобетонных пролетных строений следует проверять состояние элементов конструкций, защитных покрытий (окраски) и металла элементов, прикреплений и стыков, а также состояние сварных швов и околошовной зоны, заклепочных и болтовых соединений.
8.2. Необходимо обращать внимание на места, где наиболее вероятно скопление грязи и воды и возможно поражение металла коррозией: корыто- и Н-образные элементы, где отсутствуют дренажные отверстия или они расположены на большом расстоянии друг от друга; опорные участки конструкций (поперечные балки, связи и пояса), где возможно скопление грязи и воды в результате неудовлетворительной работы деформационных швов; места, где вода через швы между железобетонными плитами проезжей части, окна омоноличивания плит, трещины в плите стекает на стальные элементы.
8.3. В металле и сварных швах следует выявлять трещины, образующиеся в результате перенапряжения металла в местах концентрации растягивающих напряжений, остаточных напряжений от сварки, а также в результате хладоломкости металла при низких отрицательных температурах и его старении. Такие трещины могут быть обнаружены преимущественно в местах с резким изменением сечения (например, места обрыва листов, концы швов и накладок, около заклепочных отверстий), в местах примыкания ребер жесткости, диафрагм, фасонок, в зоне сварных швов с дефектами и околошовной зоне, а также подрезов металла от механических воздействий.
8.4. Трещины можно обнаружить при тщательном осмотре металла через лупу, а наиболее крупные невооруженным глазом. Внешними признаками возникших трещин могут быть потеки ржавчины и шелушение краски. Участок, где подозревается трещина, следует очистить от краски и ржавчины и отшлифовать наждачной бумагой, затем поверхность протравить 10-15 %-ным раствором азотной кислоты, промыть водой и протереть насухо чистой тряпкой, а после этого чистую поверхность металла осмотреть. Можно также острым шабером снять тонкую стружку металла вдоль предполагаемой трещины; при этом продольное разделение стружки будет свидетельствовать о возникновении трещины.
8.5. При обнаружении трещин необходимо установить за ними наблюдение, т.е. периодически измерять ее параметры – ширину, длину и положение. В зависимости от характера трещины и интенсивности ее развития необходимо определять условия дальнейшей эксплуатации элемента, в котором она обнаружена.
8.6. При осмотре сварных соединений необходимо проверять состояние заводских и монтажных швов. Особое внимание следует обращать на швы растянутых и сжато-растянутых элементов сквозных ферм и растянутой зоны сплошных балок.
В этих элементах необходимо осматривать стыковые и соединительные швы, например, соединяющие пояса и стенку элемента. Дефектами сварных швов являются трещины, непровар, подрезы, шлаковые включения, поры, наплывы шва, невыведенные и незаделанные кратеры.
В сжатых зонах следует осматривать: места примыкания узловых фасонок связей и прикреплений балок проезжей части; фасонки; швы прикрепления балок проезжей части и фасонок поперечных и продольных связей; швы в продольных и поперечных балках и прикрепления их к главным несущим элементам – балкам и фермам.
8.7. При осмотре заклепочных соединений следует проверять состояние рабочих заклепок: в узлах, стыках и прикреплениях и, особенно, в местах расположения заклепок с дефектами (рис. 8.1); при большой толщине склепываемых пакетов (три и более листа); в сжато-растянутых элементах, работающих на знакопеременные нагрузки; в прикреплениях гибких элементов (средние раскосы ферм, связи), а также продольных балок к поперечным.
8.8. Качество заклепок необходимо проверять наружным осмотром и простукиванием головок молотком массой около 200 г. Слабые заклепки при ударе издают глухой дребезжащий звук. Признаками слабых заклепок могут быть также потеки ржавчины из-под головок или из зазоров между соединяемыми элементами, трещины в окраске около головок.
8.9. В соединениях на высокопрочных болтах следует проверять плотность стягиваемых пакетов из стальных листов, состояние болтов, гаек и шайб. Плотность стягивания листов необходимо определять щупом толщиной 0,3 мм. При нормальном положении щуп не должен входить между частями пакета по кромкам элементов и деталей.