Утверждены
Министерством
речного флота РСФСР
25 декабря 1975 года


Срок введения –
1 апреля 1976 года


Взамен
Норм технологического
проектирования портов
и пристаней на внутренних
водных путях РСФСР,
утвержденных МРФ РСФСР
29 августа 1966 года


ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОРТОВ И ПРИСТАНЕЙ
НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ


Внесены Государственным институтом проектирования на речном транспорте \”Гипроречтранс\”.


\”Временные нормы технологического проектирования портов и пристаней на внутренних водных путях\”, разработанные институтом Гипроречтранс МРФ РСФСР, выпускаются взамен ранее действовавших Норм технологического проектирования портов и пристаней на внутренних водных путях РСФСР, утвержденных Министерством речного флота РСФСР 29 августа 1966 года.
Исходными данными при корректировке Норм служили:
– материалы анализа применения в разработанных проектах ранее действовавших Норм;
– материалы обследования речных портов в части соответствия их параметров Нормам технологического проектирования;
– действующие общегосударственные и ведомственные нормативные документы;
– материалы специальной литературы по строительству, проектированию и эксплуатации речных портов.
В связи с введением настоящих Норм пункты 5.3, 5.4 и 5.6 указаний по проектированию водно-транспортных узлов и портов на внутренних водных путях РСФСР, утвержденных МРФ РСФСР 29 августа 1966 г., отменяются. При расчете площадей складов следует руководствоваться 
разделом 7 настоящих Норм.
Временные нормы технологического проектирования портов и пристаней на внутренних водных путях рассмотрены Научно-техническим советом МРФ; в них учтены замечания Минздрава , Главного управления движения МПС, ЦК профессионального союза рабочих морского и речного флота, ряда главных управлений и управлений Министерства речного флота, проектных и научно-исследовательских организаций Министерства речного флота. Нормы рассмотрены Главгосэкспертизой Госстроя .


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Временные нормы технологического проектирования портов и пристаней на внутренних водных путях распространяются на проектирование речных портов, портовых районов и участков, отдельных причалов и пристаней общего пользования, а также портов и причалов промышленных предприятий.
1.2. Нормы регламентируют параметры основных элементов портов и пристаней на внутренних водных путях (территории, акватории, причалов, складов, водных подходов, рейдов и др.) в зависимости от естественных и эксплуатационных условий.
1.3. Выполнение норм обязательно при проектировании новых и реконструкции действующих портов и пристаней на внутренних водных путях. В отдельных случаях при наличии специального технико-экономического обоснования и с согласия Минречфлота или органов речного транспорта союзных республик разрешается отступление от настоящих Норм технологического проектирования.
1.4. При разработке проектов портов и пристаней на внутренних водных путях должны учитываться соответствующие требования действующих общегосударственных и ведомственных Норм 
(Приложение 1).


2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТОВ И ПРИСТАНЕЙ


2.1. Для выбора отметок территории и дна акватории порты и пристани классифицируются по категориям.
Категория порта (грузового района, участка, причала) или пристани устанавливается в зависимости от грузооборота (пассажирооборота) согласно данным табл. 1.


Таблица 1


┌───────────────┬──────────────────────┬─────────────────────────┐
│Категория порта│    Среднесуточный    │Среднесуточный пассажиро-│
│  (пристани)   │грузооборот, условн. т│оборот, условн. пассажиры│
├───────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────┤
│I              │Более 15000           │Более 2000               │
│II             │3501 - 15000          │501 - 2000               │
│III            │751 - 3500            │201 - 500                │
│IV             │750 и менее           │200 и менее              │
└───────────────┴──────────────────────┴─────────────────────────┘


Если пассажирские причалы расположены в общем причальном фронте с грузовыми причалами, категория порта (пристани) принимается по грузовым причалам.
2.2. Коэффициенты приведения грузооборота в условные тонны принимаются по табл. 2.


Таблица 2


┌──────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐
│               Вид груза              │ Коэффициент приведения  │
│                                      │грузооборота в физических│
│                                      │    тоннах в условные    │
├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│1. Штучные и тарно-упаковочные        │4,6                      │
│2. В универсальных контейнерах        │3,1                      │
│3. Металлогрузы, оборудование,        │3,4                      │
│железобетонные детали и конструкции   │                         │
│4. Уголь каменный                     │1,0                      │
│5. Руда                               │1,1                      │
│6. Лесные грузы в пакетах             │2,5                      │
│7. То же, в непакетированном виде     │3,0                      │
│8. Соль. Минеральные удобрения насыпью│2,1                      │
│9. Камень строительный                │1,3                      │
│10. Гравий и щебень                   │1,3                      │
│11. Песок и песчано-гравийная смесь,  │0,6                      │
│выгружаемые средствами                │                         │
│гидромеханизации                      │                         │
│12. То же, выгружаемые другими        │0,8                      │
│средствами механизации                │                         │
│13. Цемент насыпью                    │4,6                      │
│14. Зерновые грузы насыпью            │2,5                      │
│15. Нефтегрузы наливом                │1,1                      │
└──────────────────────────────────────┴─────────────────────────┘


2.3. Коэффициенты приведения пассажирооборота в условные пассажиры принимаются по табл. 3.


Таблица 3


┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│  Характеристика пассажирооборота   │  Коэффициент приведения   │
│                                    │пассажирооборота в условные│
│                                    │         пассажиры         │
├────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤
│1. Пассажиры местные                │1,00                       │
│2. То же, транзитные                │2,50                       │
│3. -\"- пригородные и внутригородские│0,15                       │
└────────────────────────────────────┴───────────────────────────┘


3. ТЕРРИТОРИЯ ПОРТА (ПРИСТАНИ)


3.1. Для речных портов (пристаней) за отметку территории принимать:
а) при вертикальном профиле набережной – отметку кордона набережной (без учета высоты колесоотбоя);
б) при откосном (с бычками и без бычков) или полуоткосном профиле набережной – отметку верхней бровки откоса.
3.2. Отметка территории портов (пристаней) определяется в зависимости от их категории, режима уровней реки или водохранилища и уровней ледохода.
3.3. Отметку территории портов и пристаней, расположенных на свободных реках, следует назначать на уровне пика половодья с расчетной вероятностью превышения уровня:
    для портов I категории                - 1%
    для портов II и III категорий         - 5%
    для портов IV категории и пристаней   - 10%.
3.4. При выборе отметки территории портов (пристаней) (за исключением территорий пристаней с грузооборотом 5,0 тыс. т и менее), кроме требований, изложенных в 
пункте 3.3, необходимо, чтобы перерыв в грузовых работах на причалах в период прохождения расчетного паводка не превышал 2% расчетной продолжительности навигационного периода.
3.5. Для портов, на открытых площадках которых складируются грузы, допускающие кратковременное затопление их, разрешается принимать отметку территории у кордона на одну категорию ниже предусмотренной 
п. 3.3.
3.6. На пристанях с грузооборотом 5 тыс. т и менее допускается устраивать причал с пониженной площадкой. Отметку последней следует назначать с учетом вида грузов и продолжительности навигационного периода.
Затопляемую площадку необходимо ограждать стационарными или плавучими знаками судоходной обстановки.
3.7. Для портов и пристаней, расположенных на водохранилищах, отметка территории устанавливается на 2 м выше нормального подпорного уровня. Принятая отметка должна быть не ниже паводкового уровня воды, определенного в соответствии с 
пунктом 3.3, а также с учетом 
пункта 3.4.
Примечания. 1. Для пассажирских причалов превышение отметки территории над НПУ в зависимости от типов судов может быть менее 2 м, но не ниже обносного бруса расчетного судна.
2. На набережных причалов, где возможен подход судов с обносным брусом, расположенным на высоте более 2 м от НПУ, необходимо предусмотреть устройство специальных надстроек.


3.8. На набережных пассажирских причалов должны быть предусмотрены промежуточные площадки или специальные устройства, обеспечивающие безопасную и удобную посадку и высадку пассажиров при любом уровне воды. Разность между отметками посадочной палубы судна и площадки не должна превышать 0,75 м.
3.9. Отметки территорий портов (пристаней), оснащенных оборудованием для механизации перегрузочных работ, а также застроенных зданиями и сооружениями, должны быть на 0,2 м выше отметки наивысшего установленного наблюдениями за последние 50 лет уровня ледохода с учетом заторных явлений.
В случае невозможности или экономической нецелесообразности повышения отметки территории должны быть предусмотрены меры, гарантирующие защиту от повреждения ледоходом оборудования зданий и сооружений.
3.10. В отдельных случаях с учетом рельефа площадки, характера летне-осенних паводков или эксплуатационных условий (типы судов, вид перегрузочных механизмов, возможность подъезда наземного транспорта и др.) отметки территории у кордона причалов портов (пристаней) могут быть выше установленных 
п. п. 3.3 и 
3.8. Такое повышение должно быть в каждом случае обосновано.
3.11. Отметка пола закрытых складов для грузов, которые могут портиться под действием воды, и служебных зданий порта (пристани) должна быть не ниже уровня пика половодья с вероятностью превышения, указанной в табл. 4.


Таблица 4


┌─────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐
│ Категория порта │  Пик половодья с вероятностью превышения, %  │
├─────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│I                │0,5                                           │
│II и III         │1,0                                           │
│IV и пристани    │5,0                                           │
└─────────────────┴──────────────────────────────────────────────┘


3.12. Уклоны открытых площадок для складирования грузов принимаются не более 0,02.
Примечание. Отметки полов складов и служебных зданий не должны быть ниже отметки территории, установленной по 
п. 3.4.


3.13. Уклоны пандусов не должны превышать 0,12.
3.14. Ширина территории порта (пристани) принимается из условия размещения на ней перегрузочных механизмов, подкрановых и железнодорожных путей, площадок для складирования грузов, проездов и площадок для стоянки автотранспорта, закрытых складов, производственных, вспомогательных и пассажирских зданий с соблюдением действующих санитарных, противопожарных и других норм.
3.15. Все внутрипортовые и пристанские грузовые площадки, дороги и проезды, как правило, должны иметь покрытия, тип которых устанавливается с учетом климатических условий в зависимости от рода груза, местных строительных материалов и характеристики безрельсового транспорта.
3.16. Типы покрытий для площадок, как правило, принимать в соответствии с табл. 5. При этом покрытия из сборных железобетонных плит рекомендуется применять на трассах инженерных подземных сетей, которые должны вскрываться при производстве ремонтных работ; на подкрановых и железнодорожных путях и переездах; в качестве постоянных покрытий площадок и дорог, осадки которых стабилизировались, но по климатическим условиям затруднено применение монолитных покрытий, или при необходимости быстрой укладки покрытий в связи с вводом причала в эксплуатацию, когда заготовка сборных железобетонных плит может быть выполнена заблаговременно.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *