Правила ведения реставрационных работ на недвижимых памятниках истории и культуры
 
     89. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются в целях и с учетом обеспечения их сохранности только с разрешения государственных органов охраны памятников и под их контролем.
     90. Разрешения на проведение работ по реставрации, консервации и ремонту недвижимых памятников истории и культуры общесоюзного значения выдаются Министерством культуры СССР, а памятников республиканского и местного значения – государственными органами охраны памятников союзных республик.
     Разрешения выдаются после рассмотрения и утверждения указанными государственными органами охраны памятников проектно-сметной документации на эти работы (приложение N 16).
     В таком же порядке выдаются разрешения на проведение работ по реконструкции исторически сложившихся территорий городов и других населенных пунктов, по благоустройству и восстановлению территорий памятников, зон охраны их, связанных с ними территорий, сооружений, садов, парков, природных ландшафтов и на другие виды работ по сохранению и приспособлению их к использованию.
     91. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры производятся специальными научно-реставрационными организациями, а также строительными, ремонтными и ремонтно-строительными организациями под наблюдением специалистов-реставраторов.
     92. На недвижимых памятниках выполняются следующие виды производственно-реставрационных работ:
     а) консервация;
     б) реставрация;
     в) воссоздание;
     г) ремонт;
     д) приспособление.
     а) Консервация – комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика памятника.
     Одним из видов консервации являются противоаварийные работы, состоящие из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника.
     б) Реставрация (в том числе фрагментарная) – комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика памятника путем освобождения его от наслоений, не имеющих ценности и искажающих облик памятника, восполнение утраченных элементов здания, ансамбля, комплекса на основе научно обоснованных данных.
     в) Воссоздание – комплекс мероприятий по восстановлению утраченного памятника при наличии достаточных научных данных и при особой исторической, научной, художественной или иной культурной значимости памятника.
     г) Ремонт (в том числе эксплуатационный) – мероприятия по поддержанию технического состояния памятника путем проведения периодических работ без изменения его существующего облика.
     д) Приспособление – комплекс мероприятий, проводимых с целью создания условий для современного использования памятника без нанесения ущерба его историко-художественной ценности и сохранности.
 
     93. Консервация, реставрация, ремонт и приспособление осуществляются на памятнике в различных сочетаниях и именуются ремонтно-реставрационными работами.
     Все виды производственных, исследовательских и проектных работ, проводящихся на памятниках, независимо от их характера и объема, представляют единый процесс.
     Ремонтно-реставрационные работы на памятниках осуществляют специализированные научно-реставрационные производственные организации, которым государственными органами охраны памятников предоставлено право выполнять работы данного профиля.
     94. Отдельные работы по консервации, ремонту и приспособлению памятников могут осуществляться по согласованию номенклатуры, объемов и сроков исполнения работ соответственно с Министерством культуры СССР или государственными органами охраны памятников союзных республик, строительными, ремонтными и другими неспециализированными организациями.
     95. Производство работ на памятниках должно осуществляться при обязательном соблюдении всех положений утвержденной научно-проектной документации, требуемой технологии проведения работ и их высокого качества.
     96. При ведении всех видов работ на памятниках специализированные проектные организации осуществляют научное руководство и авторский надзор за этими работами.
     97. Все виды работ на памятниках после их окончания принимаются комиссией под председательством полномочного представителя заказчика, с обязательным участием представителей государственного органа охраны памятников, выдавшего разрешение на их проведение, и организаций, выполнявших научно-проектные и производственные работы, а также специалистов, осуществлявших научное руководство в процессе ведения работ.
     98. После завершения работ организация, осуществляющая научное руководство, представляет в государственные органы охраны памятников научный отчет по проведенным работам в 3-месячный срок со дня их приемки.
     Ежегодно в органы охраны памятников представляется краткий годовой отчет.
     99. Единый комплекс научно-исследовательской, проектно-сметной, изыскательской и фиксационной документации, разрабатываемой для проведения всех видов ремонтно-реставрационных работ и воссоздания памятников, в дальнейшем именуется научно-проектная документация, которая предусматривает:
     – при разработке в одну стадию:
     исходно-разрешительную документацию;
     предварительные работы;
     комплексные научные изыскания;
     обоснование научно-проектных решений;
     основные положения по организации работ;
     сметно-финансовый расчет;
     рабочие чертежи;
     сметы по рабочим чертежам;
     научно-реставрационный отчет.
 
     – при разработке в две стадии:
     исходно-разрешительную документацию;
     предварительные работы;
     комплексные научные изыскания;
     обоснование научно-проектных решений с чертежами эскизного проекта;
     основные положения по организации работ;
     сводный сметно-финансовый расчет.
 
     – с разработкой после утверждения эскизного проекта:
     рабочих чертежей;
     смет по рабочим чертежам;
     научно-реставрационного отчета.
 
     100. Проектные работы по реставрации, консервации и ремонту, выполняемые по недвижимым памятникам истории, археологии, градостроительства и архитектуры, а также по памятникам искусства, непосредственно связанными с памятниками архитектуры, должны выполняться в соответствии с РНИП-102-84 или другими действующими на момент проведения этих работ нормативными документами.
     101. Для получения разрешения на производство работ на памятнике пользователь обязан направить в государственные органы охраны памятников по месту нахождения объекта заявление о необходимости проведения работ, о их цели и предполагаемом характере.
     При получении указанного заявления государственные органы охраны памятников выдают предварительное задание на проведение работ по памятнику, в котором указывается наличие в государственных организациях ранее разрабатывавшейся исследовательской документации.
     102. Государственные органы охраны памятников выдают одновременно с предварительным заданием \”Разрешение на изучение памятника истории и культуры\” (приложение N 15) на ведение различных исследований на памятнике для разработки научно-проектной документации.
     103. Реставрационное задание на научно-проектные и ремонтно-реставрационные работы, приспособление, воссоздание памятника разрабатывается на основании материалов предварительных работ и содержит данные о необходимости очередности выполнения научно-проектных работ, разработки нескольких вариантов проекта, а также предложения по очередности проведения реставрационных работ по годам (приложение N 17).
     Реставрационное задание составляется государственными органами охраны памятников совместно с \”заказчиком\” при участии проектной организации, которой поручается ведение научно-проектных работ, и выдается проектной и реставрационной организации через \”заказчика\”.
     104. До согласования научно-проектной документации по разрешению государственных органов охраны памятников в отдельных случаях допускается производство неотложных противоаварийных работ, не нарушающих сложившегося облика памятника.
     105. Вся проектно-сметная документация на стадии эскизного проекта подлежит согласованию с государственными органами охраны памятников до передачи ее заказчику, после чего утверждается организацией, финансирующей работы.
     106. Проектная документация до представления на рассмотрение и утверждение в государственные органы охраны памятников должна быть рассмотрена на научно-реставрационном совете реставрационной организации.
     107. Все решения, принимаемые при ведении авторского надзора в процессе производства работ во изменение согласованной проектной документации, до выдачи в производство должны быть оформлены документально и согласованы с государственными органами охраны памятников.
     108. Финансирование работ по воссозданию памятников осуществляется за счет капитальных вложений.
     В стоимость ремонтно-реставрационных работ или воссоздания памятника входят затраты, связанные с разработкой научно-проектной документации, научным руководством и авторским надзором за производством и организацией работ.
     Для проведения работ на памятниках архитектуры, расположенных в местах, удаленных от транспортных магистралей и существующих реставрационных организаций, в необходимых случаях определенных заданием, может предусматриваться создание производственной базы.
     Сметная стоимость создания этой базы включается в сводку затрат к общему проекту.
     109. Открытие финансирования любого вида работ на памятниках истории и культуры допускается только после представления в банк заказчиком соответствующего разрешения государственных органов охраны памятников.
     110. Рассмотрение спорных в научно-методическом отношении вопросов местные органы охраны памятников передают союзному или республиканскому научно-методическим советам по охране памятников культуры.
     111. Работы по реставрации, консервации и ремонту памятников истории и культуры при нарушении установленного порядка их проведения могут быть приостановлены государственными органами охраны памятников впредь до устранения выявленных нарушений.
     112. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников, а также за счет средств государственных органов охраны памятников.
     Реставрация, консервация и ремонт памятников, являющихся государственной собственностью и не переданных в пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляются за счет специальных средств государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *