Высота застройки
При установлении соотношения ширины улицы к высоте застройки необходимо исходить из зада* архитектурного порядка, поскольку ширина улиц обусловливает освещаемость фасадов зданий, степень и характер восприятия архитектуры, а также из условий инсоляции улицы.
Вопросам инсоляции улицы в современной шодннровочной литературе посвящено немало работ. Французски* исследователи этого вопроса Август Рей, Юстин Пиду и Шарль Барду определяют соотношение ширины улицы к высоте зданий на ней в пределах 1:0,5 и 1 : 0»75. При этом должна быть принята во внимание ориентация улиц по странам света. Так, ширина широтных удиц, по их мнению, должна в 2 раза превосходить ширину меридиональных, чтобы обеспечить одинаковую для тех и других улиц инсоляцию.
В южном (III) поясе —• для предупреждения перегрева помещений целесообразно уменьшить ширину улицы, в северном (1) поясе, наоборот, следует в целях наибольшего проникания солнечных лучей в помещения, нагрева стен и облучения зеленых насаждений целесообразно увеличить ширину улиц.
По Парижским нормам для улиц ширинокуМ2 м устанавли-вается высота зданий 18 м (т. е. соотношение 1,0:І.бУПГЛгулиц от 12 до 20 м — высота зданий 18 м плюс V* излишка ширины улицы сверх 12 л; для улиц в 20 м — высота зданий 20 м (т. е. соотношение 1:1), при этом, если высота здания будет больше, здание должно быть отодвинуто в глубь за красную линию на такое расстояние, которое сохранило бы то же соот-
с ношение.
Для Лондона принято, как правило, что высота зданий не может превышать ширины улицы.
В итальянских уставах высота зданий допускается до /4 ширины улицы т. е. соотношение 1 : 1,2. Величина отступа учитывается при установлении ширины улицы, что представляет возможность в отступах сооружать здания выше, чем по красной линии, В центрах городов по итальянским уставам допускается высота в ширины улицы (т. е. соотношение 1,0 : 1,5).
В советских условиях при установлении ширины магистральной улицы необходимо, чтобы ширина улиц, как минимум, была несколько больше высоты зданий (на величину проезда в случае обрушения зданий с одной стороны).
Предельная этажность .зданий при том иди ином принятом соотношении ширины улицы к высоте застройки.
ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ
Насаждения на улице летом \”*\” уменьшают пыль, снижают нагрев, служат для разделения отдельных видов транспорта, выделяют пешеходное движение, а при широких бульварах создают обстановку для отдыха населения *.
Типы уличных насаждений разнообразны ( 69 и 70): озеленение зданий, газоны и палисады, посадки вдоль улицы по краю тротуаров в один ряд или в виде аллеи, зеленые полосы — одна посредине или две по обеим сторонам или те и другие вместе и пр.
На юге, в целях предупреждения перегрева, необходима высокая и густолиственная древесная зелень на улицах; в средней полосе зелень не должна затенять нижние этажи К Располагать газоны вдоль зданий возможно, если в них нет магазинов с витринами. При установлении ширины улицы, расположении газона и деревьев учитывается прокладка подземных сооружений таким образом, чтобы корни деревьев не повреждали подземных коммуникаций и чтобы последние не мешали росту деревьев.
Ширина полосы, занятой газоном, не менее 1,5 м, а пои деревьях — не менее 2 м.
Зелень архитектурно связывает отдельные участки улиц, маскирует неудачную застройку и открывает ответственные здания. Посадки, идущие вдоль улицы, подчеркивают ее протяженность. Прекрасно дополняя архитектуру зданий, насаждения украшают городской пейзаж, придавая ему цветовой колорит, нарядность и законченность.
При выборе ассортимента зелени и характера посадки должно исходить из значения улицы и ее застройки. Среди жилой застройки, в разрывах между домами, в отступах и на проездах уместна ландшафтная трактовка насаждений группами и отдельными тенистыми экземплярами, а также пристенная вьющаяся зелень. Наоборот, четко выделенный бульвар, двусторонний или средний, с соразмерно подобранными кронами деревьев, закрепляет магистральный характер улицы. При односторонней застройке на косогорных участках нецелесообразны с открытой стороны большие посадки, так как они загораживают вид, между тем как вдоль железной дороги, проходящей через город, необходима высокая и ограждающая густая растительность.
5. ШИРИНА УЛИЦ
Ширина улиц в древних городах была различной. В Египте ширина главных улиц достигала 40—45 м, в Ниневии — до 30 м, а в Вавилоне и, в особенности, в Греции она была значительно меньше: в Александрии улицы имели ширину 20 м, в Пирее — 14 м. В Помпее главные улицы были шириною всего в 9 м, а боковые — 4,5 м. Средняя ширина главных римских улиц 20 — 30 м, второстепенных 5 — 1м. Ширина улиц в старых средневековых городах была еще меньше — в среднем они имели ширину около 7 м.
В в 1742 г. было предписано вновь строящимся улицам в Москве быть по 8 саж. (около 17 м) шириною, а переулкам по 4 саж. (около 8,5 м). В 1752 г. эти размеры были увеличены: для улиц — до 10 саж. (21 м), а переулков — до 6 саж. (13 м).
Условия движения и высота застройки в современных городах и поселках значительно превышают старые требования к ширине улиц. Ширина жилой улицы в зависимости от высоты застройки в практике планировки принимается от 15 до 25 и до 30 м, ширина магистральной улицы в зависимости от ее значения — от 25 до 50 м и выше; для малых и средних городов ширину магистралей не следует допускать более 35—40 м.
При определении ширины магистральной улицы надо предвидеть ее расширение в будущем; опыт градостроительства подтверждает особую необходимость соблюдения этого условия ».
в. ПОПЕРЕЧНЫЙ ПРОФИЛЬ УЛИЦЫ
Решение поперечных профилей жилых и магистральных улиц определяется:
1) общей шириной улицы; 2) количеством проезжих частей; 3) наличием или отсутствием трамвая, расположением его на общем или обособленном полотне; 4) шириной отдельных элементов поперечного профиля — проезжих частей, тротуаров, зелени; 4) взаимным расположением элементов поперечного профиля, симметричным или несимметричным построением профиля *; 6) характером и степенью озеленения улиц; 7) рельефом местности; 8) в местностях с малыми осадками — наличием и расположением арыков.
Ширина проезжей части на основных магистралях должна быть не менее 12 м (при возможности ее расширения до 18 м), на других магистралях — не менее 9 м (при возможности ее расширения до 12 м), на жилых улицах — не менее 6 м.
Ширина тротуаров на основных магистралях желательна не менее   4—5 м, на других магистралях — не менее 3 м.
Рекомендуемые поперечные профили для малых населенных мест показаны на 71 и на 72 и 73 — для городов. Они не исчерпывают всех возможных вариантов и типов поперечных сечений улиц. Многие характерные и интересные решения можно найти в приведенных на 74 и 75 фактических профилях улиц различных городов, например, с расположением трамвайных путей сбоку от бульвара или несимметрично к полотну проезжей части (что, однако, в транспортном отношении не всегда целесообразно), с рядом деревьев, посаженных по середине улицы, с широкими тротуарами, очень широкими бульварами, разделяющими транзитное и местное движение и др.

Posted in Без категорії

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code