Теория центральных мест — географическая теория

Теория центральных мест — географическая теория, которая стремится объяснить количество, размер и местоположение населённых пунктов в городской системе. Теория была создана немецким географом Вальтером Кристаллером, который утверждал, что поселения просто функционируют как «центральные места», предоставляющие услуги в прилегающих районах.
Согласно данной теории существует некая сетевая структура населённых пунктов, центральными элементами которой является доступ к объектам сферы услуг и максимально быстрое перемещение между населёнными пунктами. Между пунктами существует определённая иерархия, с ростом уровня которой определённый поднимающийся «выше» населённый пункт оказывает всё больше услуг пунктам, стоящим «ниже».
Эта система имеет форму смежных шестиугольных ячеек. Центры некоторых ячеек являются узлами шестиугольной решётки более высокого порядка, центры её ячеек — узлами решётки ещё более высокого порядка и так далее — вплоть до высшего уровня с единственным центром.
Для развития теории Кристаллером были сделаны следующие упрощающие предположения:
неограниченная, однородная, безграничная поверхность (абстрактное пространство);
равномерно распределённое население;
все населённые пункты находятся на одинаковом расстоянии и в треугольной схеме решётки;
равномерно распределённые ресурсы
механизм «упадка расстояния»;
совершенная конкуренция, и все продавцы — «экономические» люди, максимизирующие свои доходы;
потребители имеют одинаковый уровень дохода и одинаковое покупательское поведение;
все потребители имеют одинаковую покупательскую способность и спрос на товары и услуги;
потребители посещают ближайшие центральные места, которые обеспечивают услугу, на которую у них есть спрос. Они стремятся минимизировать расстояние поездки;
ни один из поставщиков товаров или услуг не может заработать сверхприбыль (каждый поставщик имеет монополию на внутренние районы). Таким образом, торговые площади этих центральных мест, которые обеспечивают определённый товар или услугу, должны быть все одинакового размера.
есть только один вид транспорта, на котором одинаково легко путешествовать во всех направлениях;
транспортные расходы пропорциональны расстоянию: чем больше расстояние, тем выше транспортные расходы.
Теория также опирается на два понятия: порог и диапазон.
Порог — минимальный рынок (численность населения или дохода) необходимый для обеспечения продаж конкретного товара или услуги.
Диапазон — максимальное расстояние, которое потребители готовы проехать для приобретения товаров, — в какой-то момент стоимость или неудобства перевешивают необходимость в товарах.
В результате этих предпочтений потребителей появляется система центров различных размеров. Каждый центр будет поставлять отдельные виды товаров, являющихся уровнями иерархии. В функциональной иерархии обобщения могут быть сделаны в отношении расстояния, размеров и функций населённых пунктов.
Чем больше населённые пункты будут в размерах, тем в меньшем количестве они будут существовать, то есть много небольших деревень, но только несколько крупных городов.
Чем больше населённые пункты будут увеличиваться в размерах, тем больше будет расстояние между ними, то есть деревни обычно находятся близко друг к другу, в то время как города расположены гораздо дальше друг от друга.
Когда поселение увеличивается в размерах, диапазон и количество его функций будет также увеличиваться.
Когда поселение увеличивается в размерах, количество «высших» услуг в нём также будет расти, то есть в большей степени специализация будет происходить в сфере услуг.
Чем больше будет потребность в товарах и услугах (более долговечных, ценных и переменных), тем больше будет спектр этих товаров и услуг, тем больше будет расстояние, которое люди готовы проехать для их приобретение.
В основании иерархической пирамиды находятся торговые центры, газетные киоски и так далее, которые продают товары «низкого» порядка. Эти центры малы. На вершине пирамиды находятся центры продаж товаров «высокого» порядка. Эти центры являются большими. Примеры товаров и услуг «низкого» порядка: газетные киоски, продукты питания, пекарни и почтовые отделения. Примеры товаров и услуг «высокого» порядка: ювелирные изделия, большие торговые ряды и торговые центры. Они поддерживаются населением гораздо более высокого порога и спроса.

Без категорії

admin

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code