При этом наиболее неблагоприятные в санитарном отношении

При этом наиболее неблагоприятные в санитарном отношении предприятия размещаются в панели, более удаленной от селитебной зоны, а менее вредные — в панелях, приближенных к селитебной зоне.
В настоящее время определены градостроительные категории промышленных районов в зависимости от количества выделяемых производственных вредностей и величины грузооборота:
I  категория — промышленные районы, в состав которых входят предприятия, выделяющие значительное количество производственных вредностей и размещаемые на удалении 500— 1000 м и более от селитебной территории;
II категория — промышленные районы, в состав которых входят предприятия, выделяющие незначительное количество производственных вредностей, но связанные с большим грузооборотом и размещаемые в периферийной части города на расстоянии 50— 500 м от селитебной территории;
III категория — промышленные районы, сформированные из предприятий, которые по своим санитарно-гигиеническим характеристикам не оказывают отрицательного воздействия на окружающую среду, имеют незначительный грузооборот и размещаются в непосредственной близости от селитебных территорий.
Размещение промышленных районов и их общая площадь в значительной степени зависят от особенностей отраслей промышленности. Районы предприятий металлургической промышленности требуют значительных размеров -2000—3000 га (Темиртау, Магнитогорск, Новокузнецк и др.) и удаления от жилых районов на 7—10 км и более.
Комплексы предприятий машинострое. ния обычно требуют меньших терра. торий —400—800 га. Концентрация производственных вредностей на этих предприятиях не столь высокая, и они могут быть приближены к селитебной территории на расстояние до 1 км. Районы предприятий приборостроения, радиоэлектроники, легкой и пищевой промышленности требуют сравнительно небольших территорий и могут размещаться в пределах селитебной зоны.
Приемы размещения и организации промышленных узлов и промышленных районов в значительной степени предопределяются спецификой природно-климатических условий (атмосферные условия накопления и рассеивания вредных примесей, рельеф, характер растительности и др.). Особенную трудность представляет взаиморазмещение промышленной и селитебной зон в условиях сложного рельефа, в сочетании с метеорологическими условиями, неблагоприятными для рассеивания вредных выбросов.
Распространение загрязнений в воздушных массах, перемешивающихся над пересеченной местностью, имеет ряд особенностей. Его расчет осложняется вследствие причудливых изменений направлений и скорости ветра. При общей устойчивости циркуляции с достаточно высокими скоростями сложный рельеф может быть и благоприятным фактором, так как его формы способствуют лучшему перемешиванию воздуха в нижнем слое атмосферы и рассеиванию загрязнений. Ниже приводится несколько возможных вариантов взаиморазмещения промышленных и селитебных территорий в различных топографических ситуациях, характерных для горных районов.
Компактно-протяженная    рельефная ситуация формирует лучевой тип планировочной   структуры   города,   В этом случае возможности самоочищения среды от промышленных примесей уменьшаются в силу усложнения топографических условий. Выбор варианта взаиморазмещения определяется главным образом на основе карты зонирования территории по интенсивности загрязнения.
При протяженной рельефной ситуации складываются линейные планировочные структуры, в которых последовательное расположение промышленных и селитебных зон недопустимо. Они должны быть размещены на разных по высоте отметки, обеспечивающих изоляцию зон.
При необходимости лучшего рассеивания выбросов промышленную зону целесообразно располагать на более высоких отметках (например, на горных плато). В случае размещения промышленной и селитебной зон на различных отметках по высоте необходимо стремиться к тому, чтобы эти зоны не располагались на прямой, перпендикулярной горизонталям.
В районах с антициклональним характером погоды и при наличии значительных инверсий максимальное накопление примесей наблюдается в долинах и котловинах в зоне «озер холода», т. е. на уровне 200—300 м от их дна, поэтому при формировании функционально-планировочной    структуры поселения города необходимо помимо розы ветров учитывать розу температурных  инверсий и их длительности. Зону населенного пункта размещают на склонах выше «озер холода», а промышленную зону — ниже по рельефу по отношению к селитьбе; улицы и открытые торговые пространства ориентируют в направлении господствующих ветров для усиления проветривания. При формировании промышленной зоны у подножий холмов и гор планировочными методами организуют пропуск стекающих в понижения холодных масс воздуха, используя защитные зоны, улицы, проезды.
Немаловажное значение имеет рельеф площадки промышленной зоны. Предпочтительны участки с уклонами 0.3—3 %. Лишь в редких случаях возможно размещение производственных зон на участках с уклонами менее 0,3 %, но с обязательным устройством организованного водотведения для предотвращения заболачивания территория. Один из путей использования территорий с повышенными уклонами__
террасное расположение производств. Высотное расположение террас и их число определяются исходя из необходимости обеспечения технологических связей, удобного подвода железнодорожных и других путей, объемов выемки грунтов и др.
Увеличение высоты труб с 50 до 100, 200 и 250 м при неизменной величине выбросов и отсутствии опасных метеорологических ситуаций   снижает   наземную   максимальную концентрацию вредных примесей соответственно в 3, 8,  12 раз, но так как при этом зона максимального загрязнения, находящаяся в пределах   10—40-кратной  высоты трубы, увеличивается соответственно в 2, 4, 5 раз, этот метод может применяться только в районах с малой плотностью населения и на территориях, не использующихся   под   сельскохозяйственные культуры. Увеличить действующую высоту труб можно, размещая источники вредных выбросов на более высоких участках рельефа, чем жилые районы. Снижение уровня загрязнения атмосферного  воздуха  в городах   (особенно южных, расположенных в условиях сложного рельефа) можно достигнуть за счет эффекта «теплового пятна»,   образующегося  обычно  вследствие тепловыделений различных городских объектов, а также аккумуляции солнечной   энергии   застройкой   [20]. В течение суток тепловое пятно города может вызывать как бы перекачивание воздуха и содержащихся в нем примесей из одного района в другой. Этот эффект можно успешно использовать для улучшения состояния воздушного бассейна города путем снижения перегрева в одних районах и повышения   его   в   других,   что   достигается целенаправленным размещением промышленных объектов, озеленением и обводнением территории и иными градостроительными средствами.
Решение перспективных транспортных проблем в градостроительстве связано  со  значительным  развитием междугородного,   внутригородского   и пригородного  транспорта  всех  видов (железнодорожного,   автомобильного. авиационного, морского и др.)- Потребность в трудовых я культурно-бытовых связях способствует росту маятниковых поездок населения. Разві тие пригородно-городского транспорт приобретает   особо  важное   значение при формировании групповых систем населенных мест. Вместе с тем возрастает значимость решения эколо: ческих и гигиенических задач, связанных с неблагоприятным вседеиствне транспорта   на   окружающую   среду.
Так, при формировании транспортных связей системы группового расселения не допускается трассирование линейных элементов  транспортной сети по территориям ценных ландшафтов,    а   также    территориям сельскохозяйственного и лесохозяйст-венного использования. Скоростные и грузовые транспортные коммуникации размещают в пределах санитарно-за-щитных    и    промышленно-складских зон, по овражным и другим  неудобным для застройки территориям.
Аэропорты и аэродромы размещаются в соответствии с требованиями 2.05.08—85 иа расстоянии от селитебной территории и зон массового отдыха населения, обеспечивающем безопасность полетов и допустимые уровни авиационного шума, установленные ГОСТом.
В городе, расположенном на железнодорожных магистралях, предусматриваются обходные железнодорожные линии для пропуска транзитных грузовых поездов без заезда в город-Автомобильные дороги I и II технической категории прокладывают вокруг небольших городов (с населением до 250 тыс. человек), если отсутствуют условия их подключения к системе S5« скоростных магистру которая  возможна только в городах  с
населением 100 тыс чел. и более. Крупные комплексные узлы внешнего транспорта различного функционального    назначения    создают
щественно в периферийных зонах групповых систем; крупные грузовые ры и сортировочные станции і ют на подходах к транспортным узлам городов, обеспечивая уменьшение объемов перевозки транзитных грузов на внутриузловых объектах. Станции технического обслуживания транзитного автомобильного транспорта ж мотели располагают на подходах автомобильных дорог I и II категории к городам и другим населенным пунктам.

Без категорії

admin

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code