Площадь застройки определяют как сумму площадей

Площадь застройки определяют как сумму площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые   технологические,   санитарно-техниче-ские,  энергетические  и  другие  установки, эстакады и галереи, площадки погруэочно-разгруэочных устройств, подземные сооружения (резервуары, погреба, туннели, проходные каналы инженерных коммуникаций, над которыми  не могут быть размещены здания и сооружения), а также открытые стоянки автомобилей, машин, механизмов и открытые склады различного назначения, при условии, что размеры и оборудование стоянок и складов принимают по нормам технологического  проектирования   предприятий. В площадь застройки могут быть включены резервные участки  на  площадке предприятия, намеченные в соответствии с заданием  на   проектирование для   размещения на них зданий и других сооружений. Площади, занятые отмостками вокруг зданий и сооружений, тротуарами, автомобильными и железными   дорогами,   железнодорожными станциями, временными зданиями и сооружениями, открытыми спортивными площадками и др., в площадь застройки не включают.
Приемы планировки и застройки территории промышленных предприятий могут быть весьма разнообразными, так как они зависят от требований технологического процесса, этажности основных зданий и их размеров. В зависимости от принятой схемы и структуры генерального плана в практике проектирования могут быть приняты различные системы застройки промышленных площадок: рядовая панельно-квартальная, блочно-панельная квартальная и многоквартальная, периметрально-прямоугольная, смешанная и др.
Под панелью подразумевается полоса застройки, как правило, ограниченная с двух сторон проездами. Такая панель застроена по ширине одним или иногда двумя здания-
ми. При панельной системе застройки расстановка зданий в пределах панели должна быть четкой и организованной: желательно, чтобы ширине панелей была одинаковой и кратной 6 я.
На машиностроительных заводах в ближайших к входу панелях чаще всего располагают механические цехи: механосборочный, инструментальный, ремонтно-нехани-ческий и другие цехи холодной обработки металлов (эти цехи весьма целесообразно блокировать и укрупнять). В следующих панелях (по мере удаления от входа) обычно размещают заготовительные горячие цехи (кузнечные, питейные, сталелитейные и др.).
Правильная планировка и застройка панелей является основой компактного и экономичного решения генерального плана завода в целом. Особое внимание как по условиям архитектурного решения застройки. так и по условиям экономии следует уделять ппанировке первой панели производственных зданий. При панельной застройке форма заводской площадки оказывает большое влияние на экономичность застройки территории и размещение путей железнодорожного внутризаводского транспорта. Поэтому форму заводской площадки необходимо выбирать особенно тщательно.
Если в пределах заводской территории используют железнодорожный транспорт, то целесообразна трапециевидная форма площадки, образующаяся в результате наличия веера входных железнодорожных путей. Если же на площадке нет развитой железнодорожной сети или она вынесена за пределы заводской территории, то более приемлема прямоугольная форма. Из опыта проектирования установлено,что наиболее рациональна площадка в виде прямоугольника с соотношением сторон 1: 2 (при входе с длинной стороны). Такая площадка имеет наименьшую длину пути движения рабочих к цехам. так как главный вход и главная магистраль распопожены примерно по середине ее длинной стороны.
Стороны заводской площадки в зависимости от их  ориентации  (на  жилой  район,  другое промышленное предприятие или на складские сооружения) имеют различное архитектурное значение.   Наиболее  важна  та   из сторон,  на  которой  расположен   главный вход на завод с предэаводской площадью и общественными зданиями завода. Эта сторона обычно бывает обращена к жилому району, поэтому архитектурном/ решению зданий, образующих эту сторону площадки, следует   уделять   особенно   большое   внимание.
Боковые стороны заводской площадки имеют подчиненное значение, поскольку они большей частью ориентированы на соседние промышленные предприятия.
Второстепенное архитектурное значение имеет также тыльная сторона площадки завода, ориентированная в сторону ввода железнодорожных путей или складских сооружений. Однако в практике строительства иногда трудно четко разграничить стороны территории по их архитектурному значению; например, часто главная сторона ориентирована на один населенный пункт или район города, а боковая или даже тыльная — на другой.
\’блокированные цехи. Как уже отмечалось, повышению плотности застройки территории промышленного предприятия в наибольшей мере способствует блокирование цехов в рупные здании. Этот прием не только сокращает площадь территории предприятия, но и значительно уменьшает протяженность инженерных коммуникаций и транспортным устройств, длину наружных ограждений зданий. Поэтому объекты основного производства и технического обслуживания ппоизводстеа следует объединять в более крупные здания, если это экономичен обосновано и обусловлено производственными, строительными, санитарно-техни-ческими и противопожарными .требованиями, а также условиями безопасности Трансформаторные подстанции и распределительные пункты (6…10 кВ), вентиляционные установки, насосные по перекачке негорючих жидкостей и газов, промежуточные и расходные склады следует проектировать не отдельно стоящими, а размещать в производственных зданиях,
Блокировать цехи легче на предприятиях текстильной   и   машиностроительной   промышленности, в металлургии и других отраслях промышленности значительно сложнее. Необходимо, однако, отметить и недостатки, присущие крупным сблокированным предприятиям. Анализ, проведенный Пром-стройпроектом, показывает, что при широком здании, которое невозможно ориентировать   вдоль   горизонталей,   уклон   поверхности земли должен быть уменьшен примерно в 2,5…3 раза по сравнению с прежними решениями, т. е. должен быть не более 1%. Отсюда возникает один из существенных недостатков     блокирования — нежелательность расположения промышленных зданий значительной площади на односкатном уклоне местности.
Размещение на небольшой площади нескольких производств приводит к чрезмерному сосредоточению рабочих,т. е. сгущает людские потоки в часы пик и перегружает общественный транспорт. На таких предприятиях необходимо уделять особое внимание организации скоростных видов транспорта: автобусов, троллейбусов, электрических железных дорог и др.
В случае блокирования вредных производств необходимо иметь в виду, что вместе с концентрацией производств будет увеличиваться степень выделяемых вредностей. В качестве примера блокирования цехов на 2.16 показаны два варианта проекта генерального плана литейного завода: до блокирования и после него.
Сопоставление основных показателей генерального плана »тих двух предприятий в сблокированном варианте с аналогичными Показателями генеральных планов предприятий при их раздельном размещении приводит к следующим выводам: размещение двух предприятий в одном корпусе дает возможность резко сократить площадь территории и обойтись без заводского двора и ограждения территории, что улучшает санитарно-гигиенические условия предприятия; имеющиеся наружные инженерные коммуникации и подъездные дороги, а также зона отдыха работающих используются одновременно двумя предприятиями; в результате сокращения заводской территории и повышения плотности застройки снижаются объемы работ по дорожному строительству и сетям инженерных коммуникаций.
Сравнение технико-вкоиомических показателей по вариантам генеральных планов ткацкой фабрики и специального цеха выявляет большие преимущества сблокированного варианта: число зданий сокращено с 11 до 1, территория предприятия уменьшена на 6,58 га, или на 54%, плотность застройки достигла 50,2 вместо 29%, протяженность коммуникаций уменьшена (особенно сетей теплофикации) с 1,01 до 0,03 км. Общеплощадочные затраты, отнесенные к общей строительной стоимости по сблокированному варианту, сократились в 2.4 раза по сравнению с вариантом без блокирования.
Показательной в этом отношении является сложившаяся в практика проектирования текстильных предприятий, что видно на примере камвопьно-еуконного комбината в Черногорске (по данным А. А. Дуб-сона). В результате принятия блокированного решения с размещением всех объектов в одном блоке-корпусе площадью 152 тыс, м»
территория уменьшилась с 33,9 го до 20,0. т. е. на 40% по сравнению с павильонным решением. Как показывает зарубежный опыт, большинство текстильных предприятий также проектируется в виде единого блока.
Примеры проектирования генеральных планов промышленных предприятий. Рассмотрим отдельные примеры из практики проектирования генеральных планов предприятий машиностроения и черной металлургии.
Заводы машиностроения. В большинстве случаев площадки крупных машиностроительных заводов выбирают прямоугольной формы с целью органической увязки с аналогичной структурой промышленного узла, построенного по панельно-квартальному принципу. При проектировании автомобил ьных, тракторных и некоторых других машиностроительных заводов чаще всего применяют трех- или четырех-панельную схему. Предпочтительно решение, когда в первой панели размещают такие цехи, как механосборочные, инструментальные, во второй—литейные, кузнечные, в третьей — складские объекты и службы, вспомогательные цехи, в четвертой — энергетические  объекты.
Решение генерального плана машиностроительного предприятия дано на рис 2.18. Крупнейшее современное промышленное предприятие расположено на прямоугольном участке площадью 1500 га. Площадка предприятия главной автомобильной дороги разделена на северную и южную части. Основное производство, за исключением прессового корпуса, размещается в южной части участка, где сгруппированы цехи с наибольшим числом работающих И менее вредными производствами. Заготовительные цехи (более вредные производства) расположены в северной части участка и находятся от селитебной территории на расстоянии более 2,5 км. В схеме генерального плана предприятия предусмотрено производственное зонирование.

Без категорії

admin

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code