Город — крупный (по сложившимся стереотипам) населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством.

Город — крупный (по сложившимся стереотипам) населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики, является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнеобеспечение населения.
Исторически термин происходит от наличия вокруг поселения оборонительной ограды — вала или стены. 
Разрастаясь, города образуют городские агломерации. Особенно важную роль для стран и континентов играют столицы, а также города-миллионники или агломерации-миллионеры (имеющие численность населения более 1 миллиона человек), в том числе мегалополисы и глобальные города.
Изучением правильного устройства города занимается специальная дисциплина — градостроительство, которая изучает законы и правила устройства городов. Градостроительство родилось в недрах архитектуры, но со временем города стали большими, и для их планирования стали нужны дополнительные знания — о гигиене, экономике, экологии, транспорте и многом другом.
В контексте исторической науки город имеет десять признаков, по которым он отличается от сельского поселения ранних времён, а именно: мастерские ремесленников, признаки торговли (привозные вещи, деньги) и административного управления (печати и пломбы), предметы военного оснащения (оружие, снаряжение), различные укрепления, объекты каменного зодчества, письменность (надписи на предметах, книжные застежки, писало), дорогостоящие предметы обихода, украшения, а также усадьбы городской застройки, обнесенные частоколом.
Отнесение современного населённого пункта к категории городов оформляется в законодательном порядке; при этом критерий численности населения города различается — от 250 человек в Дании до 50 тысяч человек в Японии.
В настоящее время древнейшим городом планеты признается поселение 8 тысячелетия до н. э.: Чатал-Хююк, соответствующий этому понятию, прочие поселения вплоть до 5 тысячелетия до н. э. и близко не приближались ни по культуре, ни размерам. Примерно с 5 тыс. до н. э. распространяются крупные территориальные центры от Дуная в сторону будущей Греции и Днепра. Протогорода трипольской культуры достигают площади 250—400 гектаров при одновременном населении в 5-12 тысяч человек (Доброводы, Майданецкое, Петрены и др.; Румыния, Молдавия, Украина).
Города соединяются между собой дорогами, по которым перемещается дорожный транспорт. Дорога внутри города становится улицей (также проспекты). Вдоль улиц строятся здания, жилые дома и другие постройки. Комплексы зданий объединены в жилые и деловые кварталы.
Вокруг домов проложены тротуары, по которым ходят люди.
Каждый город имеет юридическую (административную) границу, или городскую черту, но по мере роста числа жителей застройка городского типа выходит за пределы юридической границы сначала вдоль главных радиальных дорог, а потом начинает заполнять промежутки между ними, поглощая города-спутники и близлежащие села. Несоответствие между юридической и фактической границами осложняет управление городским хозяйством. Городская администрация вынуждена обеспечивать транспортом и коммунальными услугами не только жителей города в его административных границах, но и людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город. Маятниковые миграции требуют значительных вложений в транспортную инфраструктуру — строительство новых магистралей, в том числе в исторической части города, транспортных развязок, линий скоростного транспорта. Решение этой проблемы может быть найдено путем совместного участия в городских расходах жителей города и пригородов или путем расширения административной границы города.
В городах формируется особый микроклимат. Температура воздуха в городах всегда несколько превышает среднюю температуру окружающей местности. Нагревание городской атмосферы происходит из-за сгорания топлива, отопления зданий и последующей отдачи ими тепла. В городах раньше тает снег, зеленеют растения, часто перелётные птицы, обычно зимующие в других краях, «забывают» о своих инстинктах и остаются на зиму в городе.
Города являются важнейшими источниками загрязнения окружающей среды как за счет промышленного производства, так и за счет автомобильного транспорта. Жилая застройка снижает скорость ветра, что способствует концентрации загрязняющих веществ в воздухе. Разрастание городской территории и пригородных поселений ведет к сокращению ценных сельскохозяйственных угодий, лесов.
В докладе \”Хабитат\” — программы ООН по населенным пунктам, опубликованном в 2012 г., содержится призыв к уменьшению выбросов парниковых газов в городах. Для этого предлагается:
проводить мероприятия по энергосбережению;
развивать общественный транспорт в противовес личным автомобилям;
строить многоэтажные здания, так как территории с наиболее плотной застройкой имеют более низкий уровень выбросов парниковых газов в расчёте на человека.
Созданный британской компанией «Фостер и партнёры» проект города, расположенного в эмирате Абу-Даби Объединённых Арабских Эмиратов, который называется \”Инициатива Масдар\”, предполагает возведение первого в мире города, обеспечиваемого солнечной энергией, другими возобновляемыми источниками энергии и имеющего устойчивую экологическую среду с минимальными выбросами углекислого газа в атмосферу, а также системой полной переработки отходов городской деятельности.

Без категорії

admin

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code