Аллея — дорога, пешеходная или проезжая

Аллея — дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками.
Типы аллей — прямые в регулярных и криволинейные в пейзажных парках и садах — определяются архитектурным замыслом, диктующим их построение: двурядные и многорядные, одноярусные и многоярусные, с разделительной полосой, арочные (так называемые перголы), с живой изгородью и другие.
Деревья и кустарники могут быть свободно растущими или формованными. Для аллей применяют деревья с компактной кроной, долговечные и устойчивые против неблагоприятных условий произрастания; из хвойных — лиственницу, ель, пихту, кипарис и другие, из лиственных — липу, дуб, вяз, берёзу, бук, граб, платан, гледичию, клён и другие.
Среднее расстояние между деревьями в ряду составляет 5 м, между рядами — 10 м; в зависимости от размеров и формы кроны оно может быть увеличено или уменьшено.
Функции аллей были сформулированы ещё в Древнем Риме:
Защита от Солнца — Римские дороги были обсажены деревьями для того, чтобы защитить марширующие легионы от Солнца. Для этих же целей Наполеон приказал сажать аллеи, чтобы перебрасывать войска по всей Европе.
Помощь в ориентации в тумане, в дождь и в снегопад.
Защита от сугробов — благодаря кронам деревьев внутри аллеи лежит более мягкий снег, легко поддающийся утаптыванию.
Создание дополнительных мест обитания птиц и животных и поддержание, таким образом, биоразнообразия.
Дополнительный барьер от случайного распространения по ветру сельхозвредителей.
Фильтрация и очистка подземных вод.
Фильтрация и очистка воздуха от пыли, дыма и вредных частиц (из-за массового использования свинцовой металлургии экологическая обстановка была неблагополучной) и именно с тех пор берет свое начало концепция озеленения промышленных территорий «Завод сад».
Лесоматериалы — римское войско всегда имело высококачественный материал для строительства осадных машин и палисадов, в любой точке империи.
Символ устрашения, дискретности и упорядоченности ландшафта — особенно впечатляли высокие ряды мощных стволов жителей Малой Азии, Сирии и других южных регионов, где традиционно росли низкорослые сорта деревьев.
Звукоизоляционные свойства — в случае карательной операции до изобретения рессор и резины повозки были очень шумными и могли предупредить противника заранее (аллея снижает радиус звуковой волны в половину).
Периодически аллея пролегали через очень узкие места ландшафта, где можно было, подрубив несколько деревьев, задержать контрнаступление противника (особенно конницу).
На ночлег войска становились на пересечении двух аллей — что позволяло, с одной стороны, сэкономить на двух сторонах временного укрепления, а с другой облегчал работу военных патрулей, являясь временным пропускным пунктом для всех, кто двигался из зоны боевых действий.
В случае, если аллея имела дополнительную боковую пешеходную зону, деревья аллеи являлись естественным отбойником, в случае дорожно-транпортных происшествий защищала пешеходов от травм от телег и ездовых животных. Этот же принцип например использовался при строительстве Владимирского тракта.
В случае более массированного нападения аллейная дорога становилось границей обороняемой территории и на ней устраивалась засека.
Принципы устройства аллей римляне применяли и при укреплении береговых территорий на месте современной Венеции, а в Нидерландах при строительстве Канала Корбулона.

Без категорії

admin

Architect PhD Kyiv in Ukraine

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code