Особенности инженерно-геологических изысканий в районах распространения мергельно-меловых пород

ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ В РАЙОНАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МЕРГЕЛЬНО-МЕЛОВЫХ ПОРОД
1.1. В районах распространения мергельно-меловых пород преобладают следующие неблагоприятные процессы и явления: суффозия, карст, выветривание, эрозия, гидродинамические явления и пр. Поэтому инженерно-геологические изыскания в этих районах имеют свою специфику.
Размещение железных дорог на участках с развитием карста, оползней, оврагов допускается только в случае невозможности или технико-экономической нецелесообразности обхода этих участков.
1.2. Инженерно-геологические изыскания для проектирования и строительства железных дорог необходимо производить в соответствии с требованиями главы СНиП по инженерным изысканиям для строительства, действующими нормативными и методическими документами по инженерно-геологическим изысканиям с учетом теоретических положений современного уровня научных исследований.
Инженерно-геологические изыскания для проектирования и строительства железных дорог должны выполнять проектно-изыскательские организации Министерства транспортного строительства.
Для проведения карстологических и прочих исследований допускается привлекать специализированные организации.
1.3. Задачи, состав и объемы инженерно-геологических исследований зависят от стадии проектирования, типа и конструкции сооружения, сложности инженерно-геологических условий и степени их изученности.
Основные задачи изысканий:
определить распространение, характер и интенсивность развития карстообразования, суффозии, оврагообразования, оползнеобразования;
выяснить возраст, причины, условия и закономерности развития этих явлений;
дать инженерно-геологическую оценку пригодности исследуемых участков трассы для возведения железнодорожных сооружений;
разработать прогноз изменения инженерно-геологических и гидрогеологических условий при строительстве и эксплуатации железнодорожных сооружений и их комплексов;
дать с инженерно-геологических позиций рекомендации по мероприятиям, обеспечивающим устойчивость сооружений, и данные для технико-экономически целесообразного проектирования этих мероприятий;
разработать мероприятия по охране и улучшению геологической среды.
1.4. В состав инженерно-геологических изысканий должны войти следующие виды работ:
сбор, изучение и обобщение литературных и фондовых материалов об инженерно-геологических условиях районов предстоящих работ, в том числе материалов по опыту строительства и эксплуатации сооружений;
предварительное инженерно-геологическое дешифрирование наличных космофотоснимков, аэрофотоснимков;
аэровизуальные наблюдения;
рекогносцировочное обследование местности с полевым дешифрированием космофотоматериалов;
топографо-геодезические работы;
геофизические исследования;
буровые работы;
полевые гидрогеологические и инженерно-геологические работы;
наблюдения (режимные гидрогеологические, температурные и стационарные);
гидрометеорологические работы;
лабораторные работы;
инженерно-геологические наблюдения в процессе строительства (обследование выемок, тоннельных выработок и пр.);
камеральная обработка материалов;
составление отчета.
1.5. На основании данных, полученных в результате выполненных работ на стадии изысканий для составления схемы генерального плана линии, следует составить заключение следующего содержания:
сведения о задачах, составе, объемах и методах выполненных работ во всех районах по каждому направлению дороги;
краткая характеристика физико-географических условий каждого района, его инженерно-геологической изученности и инженерно-геологических условий в целом;
описание инженерно-геологических условий;
районирование территории по направлениям дороги.
К заключению следует приложить:
обзорные карты-схемы районов;
карты фактического материала, на которые наносят данные рекогносцировки и наземного обследования;
результаты отдешифрированных космоаэрофотоснимков;
журналы рекогносцировки, геофизических и буровых работ;
каталоги карстовых воронок и других карстовых форм, планы и разрезы свежих провалов, таблицы и графики распределения воронок и провалов по величине;
то же для оползней;
карты-схемы рельефа карстующихся пород, наземной и подземной закарстованности, оползневой и суффозионной деятельности.
1.6. По результатам работ для стадии проекта надлежит представить материалы: текстовые; описание точек наблюдений наземного обследования; каталог буровых скважин и точек геофизических исследований;
обобщенные и расчетные данные лабораторных исследований горных пород и вод, таблицы и графики, характеризующие состав подземных и русловых вод и горных пород;
опытных откачек и режимных наблюдений;
краткий отчет о геофизических работах (материалы геофизических исследований: каталоги карстовых форм, таблицы и графики распределения воронок, провалов и оползней по величине, таблицы и графики с количественной и качественной характеристиками систем трещин);
графические;
карты фактического материала;
геологическая, геоморфологическая и гидрогеологическая карты;
карта рельефа оползней и кровли карстующихся пород, карты агрессивности подземных вод по отношению к карстующимся породам;
карта наземной и подземной закарстованности;
карта инженерно-геологического районирования по условиям, характеру и степени развития карста, оползней и пр.;
инженерно-геологические карты по району и участкам переходов, составленные по материалам инженерно-геологической съемки;
продольные инженерно-геологические профили по всем вариантам трассы, мостового перехода, тоннельного пересечения и поперечные разрезы;
инженерно-геологические разрезы под основания защитных и регуляционных сооружений;
геолого-геофизические разрезы;
рекомендации по конструктивным решениям железнодорожных сооружений, их защите и охране окружающей среды.
1.7, Для разработки рабочей документации изыскания в районах выполняют:
в случае изменения ранее принятых проектных решений;
при разработке генсхемы мостового перехода, путепровода, тоннельного пересечения, застройки площадки станции, жилого поселка только к стадии рабочего проектирования;
по притрассовой автомобильной дороге;
в местах проектирования новых, не предусмотренных проектом, зданий и сооружений;
на объектах строительства, когда требуется уточнить поставленные ранее инженерно-геологические прогнозы и корректировать ранее разработанную документацию.
1.8. Состав, содержание и объемы изысканий должны быть достаточными для обоснования новых проектных решений на уровне не только не ниже, чем в проекте, но и выше за счет:
укрупнения масштабов съемок в местах индивидуального проектирования земляного полотна, на средних и больших мостовых переходах и путепроводах, тоннельных пересечениях и площадках до масштаба 1:500;
сгущения геофизических и разведочных сетей и применения более широкого комплекса геофизических методов по усмотрению главного геолога и геофизика;
применения дополнительных гидрогеологических и гидрологических исследований режимных и стационарных наблюдений;
использования результатов авторского надзора за строительством.
1.9. Инженерно-геологические съемки на обходах тоннельных участков, мостовых переходов заливов и водохранилищ должны быть такими же, как и выполняемые на стадии проекта по основной трассе.
Инженерно-геологические исследования к рабочей документации для сооружения тоннелей следует производить с целью детализации карстовых условий. В состав работ надлежит включить бурение разведочных скважин, режимные наблюдения, опытные исследовательские и камеральные работы. Основным видом инженерно-геологических изысканий следует считать опережающую разведку с применением бурения горизонтальных скважин из забоя тоннеля (2 – 3 скважины) и геофизических методов. Получаемые данные служат для уточнения прогнозов условий проходки.

Без категорії

admin

Architect PhD Kyiv in Ukraine

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code